Найти тему
Minsknews.by

Этот день в истории: 3 июня

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 3 июня в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1785 год. Совершен первый прыжок с парашютом

-2

Французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара. Сам Бланшар опробовать изобретение не решился, уступив эту честь собаке. Пса скинули с парашютом с высоты 300 м с привязного аэростата. Животное приземлилось благополучно.

Следующий подобный эксперимент Бланшар провел спустя год в Гамбурге — на этот раз с небес на землю спустился баран. Человек же — это был Андре-Жак Гарнерен — впервые прыгнул с парашютом только осенью 1797 года.

Сама идея создания парашюта принадлежит Леонардо да Винчи. Еще в 1485 году он предложил использовать для безопасного спуска с высоты «палатку» из накрахмаленного полотна размером 12 × 12 локтей (локоть в разных странах – от 50 до 60 см). Парашют Леонардо так и остался проектом из-за отсутствия практической надобности в его применении.

1934 год. В «Правде» опубликована статья «Торговля по запискам», после которой ряд минских чиновников получили взыскания

-3

Речь о так называемом велосипедном деле. В ту пору в СССР велосипеды принадлежали к категории лицензионных товаров наряду с пишущими машинками, биноклями и радиоприемниками. Велосипеды регистрировались в органах НКВД, а на ввоз их из-за границы требовалось особое свидетельство Внешторга. Но «жить стало лучше, жить стало веселее», и в 1934 году центральные власти решили направить 25-тысячную партию велосипедов в свободную продажу, распределив по всему СССР. Беларуси из этого количества досталось всего 700 штук.

Как пишет историк Илья Курков, первый вагон с велосипедами (98 штук) прибыл в Минск 23 мая 1934 года – к открытию первого в республике универмага. Остальные почему-то задержались. Но слухи о супердефиците уже пошли гулять по городу. Очереди у ГУМа в первые дни были огромны, сбить ажиотаж долго не удавалось, поэтому директор магазина Гуревич принял единственно верное решение: велосипеды оставил на складе и объявил по радио, что свободная розничная продажа будет начата по прибытии всей партии товара. Но за годы действия системы тотального распределения люди крепко усвоили: на всех не хватит. И началось…

Высокие чины и представители уважаемых организаций стали «настойчиво ходатайствовать» об отпуске им партий велосипедов для поощрения работников. Как ни упирался 30-летний директор ГУМа, велосипеды со склада разлетались как горячие пирожки. Гуревич не стал дожидаться очередного «товарища с запиской» и выставил двухколесную технику в свободную продажу. Успел продать «простым смертным» около 60 велосипедов. А заодно – на свою беду – позволил купить семь штук своим работникам.

После статьи в «Правде» «велосипедным делом» занялась Комиссия партийного контроля ЦК ВКП(б). Ряд чиновников получили выговоры и строгие выговоры, кто-то был смещен с должности. Гуревичу влепили строгача за то, что «поставил ведомственные интересы выше политики партии в области советской торговли». А, например, нарком снабжения БССР, несмотря на то, что лично написал 69 «пропусков» главам райкомов на отоваривание велосипедами, отделался обычным выговором.

Чтобы до конца понимать радостное чувство от возможности обладания в то время новеньким красавцем Московского велозавода, нужно сказать, что в торговле он стоил 250 рублей, в то время как на черном рынке даже за изрядно подержанный драндулет пришлось бы выложить 400–500 рублей. К слову, первые велосипеды с конвейера Минского мотоциклетно-велосипедного завода сошли в 1947 году.

1950 год. Николай Гусаров снят с поста первого секретаря Компартии Белоруссии, который он занимал с марта 1947 года, и отозван в Москву

-4

В постановлении V Пленума ЦК КПБ перечислялись все его огрехи: «игнорировал коллегиальность руководства», «самолично изменял решения Бюро ЦК», «неправильно относился к критике недостатков», «не работал с партийным активом» и, пожалуй, самое серьезное обвинение: «не информировал правдиво ЦК ВКП(б) о состоянии дел в республике».

Отставку Гусарова инициировал не кто иной, как член бюро ЦК КПБ, министр госбезопасности республики Лаврентий Цанава. В докладной записке на имя министра МГБ СССР Виктора Абакумова он сигнализировал о крупных недостатках в развитии сельского хозяйства в БССР. Абакумов передал эту записку Сталину, и дело было решено. Гусарова перевели на должность заведующего сектором в аппарате ЦК КПСС, а освободившийся кабинет в Минске занял Николай Патоличев, до этого возглавлявший Ростовский обком.

Как и большинство партийных и государственных деятелей СССР, Гусаров был неоднозначным руководителем и человеком. Как отмечает доктор исторических наук Эммануил Иоффе, с именем Гусарова связаны некоторые успехи в развитии экономики, науки и культуры республики в 1947–1950 годах. В частности, первая продукция Минского мотовелозавода, пуск первой очереди Минского тонкосуконного комбината, выпуск первого автомобиля-самосвала МАЗ-205. Посевные площади за 1946–1950 годы увеличились почти на 28 % и составили 4,9 млн гектаров. Поголовье крупного рогатого скота выросло в 1,7 раза. Уже в 1950 году районные и крупные участковые сельские больницы имели рентгеновскую аппаратуру и клинико-диагностические лаборатории… В то же время Гусарову были свойственны огромные перегибы в процессе коллективизации, а стиль его руководства был суперавторитарным, что вело к конфликтам и ошибкам. «Он не терпел советов, хотя в новых условиях ему они были необходимы. Все ему казалось простым и ясным. Суждения его были безапелляционны и часто грубо неверны… Не нравилось Гусарову и то, что в партийных и советских органах Белоруссии работало много бывших партизан и работников подпольных, комсомольских и антифашистских организаций», – писал в своих воспоминаниях Пантелеймон Пономаренко, занимавший пост первого секретаря ЦК КПБ в 1938–1947 годах.

1965 год. Эдвард Уайт стал первым астронавтом США, вышедшим в открытый космос

-5

Примерно 20 минут провел он за бортом корабля «Джемени-4», пристегнутый к нему специальным фалом. И все же в истории космонавтики Уайт был только вторым. Первым в открытый космос вышел 18 марта того же года советский космонавт Алексей Леонов.

В феврале 1967 года Уайт погиб в возрасте 37 лет во время наземных испытаний космического корабля «Аполлон-1». Сгорел заживо вместе с еще двумя астронавтами – Вирджилом Гриссом и Роджером Чаффи.

1973 год. Первая в истории катастрофа сверхзвукового авиалайнера

-6

На 30-м международном авиасалоне в Ле-Бурже (близ Парижа) разбился советский пассажирский самолет Ту-144С. Оглушив зрителей грохотом работающих на форсаже двигателей, экипаж Ту выполнил очень эффектный взлет и перевел самолет в крутой набор высоты. В это время в небе находился французский разведчик Mirage, который замерял характеристики самолета. К сожалению, француз не знал о поразительной скороподъемности Ту и, когда тот резко пошел вверх, оказался прямо перед носом многотонного лайнера. Комиссия так и не смогла установить точной причины катастрофы, поэтому есть и другие версии случившегося. Очевидным является лишь то, что на глазах 300 тысяч зрителей советский Ту внезапно перешел в пике, а через несколько секунд развалился в воздухе и упал на расположенные под ним жилые районы. Погибли 6 членов экипажа и 8 жителей городка Гуссенвиль, включая 3 детей. Еще 25 человек на земле получили ранения.

К слову, в 2020 году состоялась премьера 12-серийного телесериала «Журавль в небе» режиссера Сергея Комарова, 10-я и 11-я серии которого посвящены катастрофе и расследованиям ее обстоятельств.

Смотрите также: