Найти тему
Юрий Теплов

Романс «А напоследок я скажу». Почему он появился в фильме Эльдара Рязанова?

Рязанов очень любил старинные романсы. Но замысел фильма по пьесе Островского «Бесприданница» требовал особого текста, полного драматизма и понимания, что прошлое не вернуть. Все это он нашёл в стихотворении Беллы Ахмадуллиной «Прощание». Это стихотворение она написала в переломный период своей жизни. Замуж она вышла в 1955 году за поэта Евгения Евтушенко. Любовь кружила их в ритме танца два года. Совместные выступления со стихами, поездки по стране, посиделки до рассвета. Белла забеременела. Евтушенко воспринял сей факт, как докуку. Уговорил жену сделать аборт. Позже он признает свою ошибку: «Я не понимал тогда, что если мужчины заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает её любовь к себе». Спустя некоторое время Ахмадуллина написала свое пронзительное «Прощание». Первая любовь приказала долго жить и тихо улетучилась. А на свет появился новый романс, музыку на слова написал композитор Андрей Петров.

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? – ты погубил,
но погубил так неумело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства…

В фильме Рязанова «Жестокий романс» роль бесприданницы Ларисы Огудаловой прекрасно исполнила Лариса Гузеева. Не могу не вернуться к автору слов романса Белле Ахмадуллиной и ее первому мужу Евгению Евтушенко.

Ахмадуллина и Евтушенко.
Ахмадуллина и Евтушенко.

Оба были безмерно талантливы. И напоследок, дорогие читатели, их грустные поэтические строки:

Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю — снова не получится
Из этой встречи ничего…

Ахмадуллина

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той — скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
в отместку тоже станет красть…

Евтушенко.

В их творчестве много великолепных стихов. Но стихи Ахмадуллиной, ставшие романсом, родившиеся в конце их совместной короткой жизни, это траурная вершина творчества поэтессы.