Брак великой княжны Екатерины Павловны и генерала Петра Багратиона мог быть вполне возможным и равнородным, однако из политических соображений двух императоров, сначала её отца Павла I, а потом и брата Александра I два любящих сердца разлучили.
Екатерина Павловна выделялась среди дочерей императора Николая I и умом своей бабки Екатерины, в честь которой она была названа, и характером отца твердым и упрямым, и в то же время ангельской внешностью.
За глаза её назвали Екатериной III и даже пророчили в императрицы: "Великая княгиня отличалась непомерным властолюбием и самомнением, которое, быть может, превосходило ее заслуги", — писала о Екатерине Павловне супруга русского посла Дарья Ливен.
Она была образована, знала несколько языков, в том числе хорошо писала и общалась на русском, что было в то время редкостью для светского общества.
Влюблена в генерала
К выбору жениха для нее подошли очень серьёзно, предложений было много: австрийские герцоги, принц Генрих Прусский, овдовевший император Франц, но все кандидатуры принцесса отклоняла. Посватался и Наполеон Бонапарт, тут уж Екатерина возмутилась: «Я скорее пойду замуж за последнего русского истопника, чем за корсиканца», — заявила Екатерина.
Все дело в том, что на тот момент она была влюблена в знаменитого генерала Петра Багратиона и эта любовь была взаимной.
Началось всё на одном из придворных балов в 1800 году, когда генерал, который раньше ни с кем не танцевал, вдруг закружил в танце великую княжну, они были такие счастливые, что все пришли к выводу – это начало нового головокружительного романа.
Заметил это и император Павел I, и прекрасно зная свою дочь, понял, что это серьёзное чувство и надо что-то делать и он придумал как разлучить влюбленных.
Военная карьера Багратиона
Князь Пётр Иванович Багратион(1765-1812), российский генерал от инфантерии был представителем грузинского царского дома, военную службу начал в1786 году в чине прапорщика, прошел все ступени военной службы, участвовал в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, боевых действиях на Кавказе и польских кампаниях 1792 и1794 годов, был замечен Суворовым и приближен им к себе. Уже в 1799 году он получил чин генерала.
Неудачный брак
Вернемся на тот самый бал, где влюбленные Пётр Багратион и Екатерина Павловна никого не замечали вокруг и наслаждались прикосновениями в танце. А вот император Павел заметил, что с генералом ещё пыталась флиртовать фрейлина графиня Екатерина Павловна Скавронская, довольно ветреная барышня.
Павел I нашел прекрасное решение и решил поженить Багратиона и Скавронскую. Об этом он объявил прилюдно, сказав, что будет лично присутствовать на венчании героя войны Багратиона. Будущие новобрачные были поражены, но спорить со вспыльчивым императором не решились.
Венчание состоялось 2 сентября 1800 года в церкви Гатчинского дворца, Екатерине было 17 лет, а Петру 35лет. Вот что написал об этом союзе генерал Ланжерон:
Багратион женился на внучатой племяннице кн. Потёмкина… Эта богатая и блестящая пара не подходила к нему. Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив. Его жена была настолько бела, насколько он был чёрен; она была красива как ангел, блистала умом, самая живая из красавиц Петербурга, она недолго удовлетворялась таким мужем…
Великая княжна присутствовала на венчании Петра Багратиона и для себя решила, что останется верна своим чувствам.
Это действительно был союз двух абсолютно разных людей, хотя Багратион старался быть примерным семьянином, но не знал, как правильно подступиться к жене, по сути никаких чувств он к ней не испытывал.
Екатерина Павловна (по иронии судьбы она тоже была Екатерина Павловна) не любила мужа и не скрывала это, однако, союз был выгоден им обоим, поскольку она была богата и приближена к царской семье, а Пётр Багратион имел титул князя, был знаменит, но беден.
Супруги почти не виделись, Багратион всё время проводил на службе, а Екатерина на модных европейских курортах и в длительных путешествиях, за что многие стали называть её «блуждающей княгиней».
Но в 1805 году княгиня из путешествия не вернулась, оставшись в Вене и просьбу мужа вернуться в Петербург игнорировала, ссылаясь на лечение.
Через некоторое время княгиня родила дочь Марию-Клементину от графа Клеменса фон Меттерниха, но император Александр I приказал Багратиону сохранить честь жены, и Пётр признал дочь своей. Никакой совместной жизни больше не предполагалось, жена продолжила порхать по Европе, а новорожденную дочь стала воспитывать законная жена Меттерниха.
По возвращении из Итальянского и Швейцарского походов Суворова, Багратион был назначен шефом лейб-гвардии егерского полка и на него возложена охрана царской семьи в летние месяцы. Эти обязанности он исполнял с 1805 по 1811годы, прерывая их на время боевых походов. В эти летние месяцы влюбленные великая княжна и генерал проводили вместе, Багратион планировал развестись с женой, а Екатерина Павловна в это время отказывала всем потенциальным женихам. Об их романе заговорили в свете.
О том, что этот роман имел место свидетельствует также письмо императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I, своей матери маркграфине Баденской в 1807 году:
«…Теперь она как два пальца руки связана с князем Багратионом, который уже два лета живет в Павловске, будучи там комендантом гарнизона. Она все время говорит «мы»: «Мы велим матушке поступить так-то и так-то» и т. п. Не будь он так безобразен, она рисковала бы погубить себя этой связью, но его уродство спасает великую княгиню».
Генерал Багратион мог вполне надеяться на брак с великой княжной, его происхождение из царского грузинского рода ставило его на одну ступень с Екатериной Павловной. И если бы Александр I согласился отдать за Петра Ивановича свою сестру, то этот брак был бы равнородный.
Император знал о романе сестры, однако, был настроен совсем по-другому. Дело в том, что после заключения Тильзитского мира (1805 год) с Наполеоном, Александр I утратил свою популярность в обществе, особенно среди военных.
Распространилось мнение, что на престол надо возвести княжну Екатерину и что это будет Екатерина III:
«…вся мужская линия должна быть исключена и… на трон следует возвести княгиню Екатерину», писал шведский посланник граф Стедингст, намекая на то, что среди военных росло недовольство.
Александр I не мог допустить этот брак, боясь возможности переворота и повторения событий с его отцом Павлом I. Он принимает волевое решение, отправляя Багратиона в Финляндию подальше от Екатерины Павловны, боясь её решимости тайно обвенчаться с любимым.
В 1808 году император выдает сестру замуж за Георга Ольденбургского.
Однако чувства влюбленных не угасли, и они продолжали переписываться.
Насколько откровенными были их письма, мы не знаем, однако паника, охватившая Екатерину после гибели Петра Багратиона на Бородинском поле в 1812 году, говорит о многом.
Узнав о смерти Петра Ивановича, Екатерина Павловна в срочном письме написала брату Александру I:
«…Багратион умер вчера ночью; вестник видел его смерть и один из его адъютантов сказал, что он отошел в мир иной, итак, это правда. Вы помните о моих отношениях с ним и то, что я Вам сообщила о том, что у него в руках остались документы, которые могли бы жестоко меня скомпрометировать, если бы попали к посторонним».
Она настаивала, чтобы император срочно, без отлагательства поручил розыск компрометирующей переписки, и Александр I сразу же отдал приказ приступить к поискам. Письма не были найдены, видимо Багратион сам их уничтожил, но в его вещах была найдена золотая табакерка с образом Екатерины Павловны.
Так закончилась прекрасная любовь дочери Павла I и сестры императора Александра I, великой княгини Екатерины Павловны к прославленному генералу Петру Багратиону, а все могло быть иначе.
Екатерина Павловна переживет Петра Багратиона на 6 лет и умрет в 1819 году в возрасте 30 лет.