Попалось мне тут одно письмо. Касается оно как раз тех тем, которые сейчас на слуху, а именно говорится о братских народах, о единстве славян, о спасании малых народов и об их благодарности. Письму этому почти полтора века, оно посвящено событиям 1885 года, Русско-болгарскому конфликту и Сербско-болгарской войне. Россия в той войне поддерживала Сербию.
Немного о персоналиях. Это открытое письмо написано Захарием Стояновым, одним из руководителей болгарского национально-освободительного движения, который впоследствии был спикером Народного собрания в объединенной Болгарии. Адресовано письмо русскому публицисту Ивану Аксакову, который был заядлым славянофилом, издавал газету «Русь» и в момент Сербско-болгарской войны на стороне болгар. Более подробно и об исторической предыстории, и о самих действующих лицах можно прочесть вот здесь: (https://www.colta.ru/articles/literature/5145-opeka-nad-narodami-bud-to-pravoslavnaya-bud-to-gnilo-zapadnaya-vsegda-dlya-nih-ubiystvenna). Здесь же можно и прочесть письмо полностью. Я же хотел привести несколько цитат из него.
Говоря о благодарности за помощь, Стоянов пишет: «Вы нас освободили, дали нам политическое существование — и мы вам благодарны. Но отчего вы не позволите нам самим спотыкаться, падать, вставать, ругаться и соперничать, за что мы сами себя и будем впоследствии корить? Встаньте немного в стороне, подавайте нам советы через горы и реки, чтобы мы видели вас и слышали издали, чтоб мы помнили вас изгоняющими неприятеля! Если вам угодно помогать своим «детям», то можно это делать и издали, там, куда наши руки не достают. Поверьте, что ваше вмешательство в наши домашние дела: кому быть министром, где какой храм построить, о чем писать газетам и прочее — услуга смешная и ничтожная».
О важности самостоятельности сказано и это: «История прогресса демонстрирует нам самым очевидным образом, что опека над народами, будь то православная, будь то гнило-западная, всегда для них убийственна. Мы знаем, что те народы, что не были допущены заниматься своими делами, так и остались младенцами в яслях». И тут же добавляет: «Жестокие покровители! Как верно оказалось изречение, что вы делаете из народов мосты, чтобы пройти по ним, а потом и мост забираете. Как правдиво сказал один наш соотечественник, что вы не знаете грамматики, поскольку не различаете «твой» и «мой»!
О методах объединения славянских народов, которыми пользуется Россия, Стоянов пишет: «Вы хотите соединения славян в одно целое. Очень хорошо, мысль прекрасная, к которой всякий славянин должен стремиться. Какая малая славянская страна не будет счастлива быть в союзе с великой Россией, опираться на ее мощную силу? Но ваша страсть к объединению славянских племен — прямо чингисхановская! Вы хотите, чтоб в славянском мире простирались не современные братские связи, не свободные начала, не полное развитие всякой народности сообразно с ее нравами и обычаями, не полная терпимость ко всякой местной культуре — но отжившие византийско-татарские порядки. Вы хотите заставить умолкнуть всякую народность, чтобы всякое разумное существо восхищалось лишь одними Царь-колоколом да Царь-пушкой, чтоб не было разницы между «твой» и «мой», чтоб торжествовало одно лишь православие, ваше православие, которое хуже идолопоклонства. Одним словом, вы хотите дать больший простор плети и поповской молитве; хотите вернуть народы в татарский век. То, что это ваша мечта, ваш девиз, подтверждается постоянно».
Очень заметна в письме обида представителя малой страны от пренебрежения страны большой местными героями и историей. Вот об этом: «Турки (мусульмане!), немцы, венгры — заклятые враги славянства, наконец, весь мир признал наш героизм, совершенный лишь нашими силами. Только вы, наши покровители, предводители славянства, только вы говорите нам: цыц, мелочь!» И еще вот здесь: «И ради чего? Из одной мести, только из-за того, что и у болгар появился гран самостоятельности, что и они проявили себя как народ, что у них появились и свои авторитеты. А по-вашему вместо всего этого должно было быть одно лишь «быть по сему» с милостивым соизволением и фельдфебельской «опытностью». Когда ваше славянское чувство возмущается даже от исторических имен Крума, Бориса и Симеона, легко понять, как отвратительны и ненавистны вам будут и новые Крумы».
И вот какое впечатление от подобной «помощи»: «Не любите вы вольнодумства, милостивый государь. Любите лишь когда толпа кричит «ура», сорвав шапки. Вот почему проклинаете вы в Болгарии и конституцию, и интеллигенцию, и литературу, и всякого, кто позволяет себе думать. Как бы вам было мило и не было б для вас лучше народа, если б в селах наших вместо училищ воздвиглись колокольни, на месте Народного собрания стояла какая-нибудь Киево-Печерская лавра, если б поп стал первым человеком на селе, а колокол — единственной духовной пищей. Подальше от таких доброжелателей! «Не хотим ни меда вашего, ни жала» — как говорил наш соотечественник Др. Цанков".
Я привел лишь кусочки, полный текст гораздо эмоциональней, подробней и с примерами. Если будет желание. Можете ознакомиться.
Интересно, что вы думаете по этому поводу. Пишите, обсудим. Как всегда, незатейливые правила канала: обсуждаем именно тему, а не друг друга. И без хамства.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad