В обрядах христианской церкви огонь как всеочищающее, освещающее и согревающее начало играет важную роль, он рассматривается как добровольная жертва христианина Богу, но огонь в храме надо как-то поддерживать и с этим лучше всего справляется восковая церковная свеча, безо всяких изменений существующая уже несколько тысячелетий.
Церковная свеча в привычном нам виде появилась с появлением христианства как такового и изначально применялась с чисто практической целью освещения в храмах, которые в первые века христианства располагались в подземных каменоломнях, да и после принятия христианства Константином Великим в 324 году восковые церковные свечи продолжали оставаться основным источником света в храмах, бывших довольно тёмными помещениями из-за узких окон-бойниц, кстати, использование в качестве церковных исключительно восковых свечей не случайно: в отличие от свечного сала, воск горит без лишней копоти и неприятного запаха, много позже использованию воска в церковных свечах придали сакральное значение, так, святитель Симеон Солунский ассоциировал воск с чистотой помыслов людей, приходящих в храм.
Вплоть до XIX века церковные свечи катали вручную. Сначала из пеньки или иного волокнистого материала изготовлялся фитиль, который затем опускался в расплавленный воск и оставался в нём до тех пор, пока не пропитывался воском, после кусок воска с фитилём отделяли от основной массы и катанием приводили к цилиндрической форме. Этот процесс упростили французы в XV веке, создав формы для литья свечей, благодаря чему восковые свечи стали освещать не только церкви, но и богатые дома, правда продолжалось это недолго, в XVII веке благодаря развитию китобойного промысла китовый жир, а затем получаемый из него стеарин серьёзно потеснили воск в свечном деле, изгнав его из повседневного употребления, но восковые свечи остались в церкви, являясь обязательным атрибутом молитв в храме и основным источником денежных средств для церковных приходов.