Найти тему
Адвокат Полетаев

Я выяснил(а), что моя машина – «Распил». Что делать и какие риски?

Всем привет!

Сегодня решил запилить статью на новую для себя тему – «Автораспил» 😊(запилить «автораспил», анекдотично получается 😉).

Название это сленговое, жаргонное, а происхождение у него следующее – расскажу у нем в виде небольшого экскурса в недавнюю историю нашей страны и общества.

Итак, Россия 2000-х (за даты точно не ручаюсь, если ошибся – знатоки поправят в коментах). Девяностые закончились, начались двухтысячные. Благосостояние населения начинает потихоньку расти, и более-менее оживает автомобильный рынок. Помните, может, были времена – кредитные Форды Фокусы, Мазда 3, которые нужно было ждать по 8 месяцев, вот это вот все.

Правительство берет курс на организацию иностранными автомобильными брендами сборочных производств в РФ. Чтобы строились заводы, создавались производства, возникали рабочие места, платились налоги и так далее. Иностранные автомобильные бренды учреждают в РФ свои российские «дочерние» компании (их называют представительства – это не совсем точно в юридическим смысле, ну да ладно), власти стимулируют их к этому и оказывают содействие.

Начинают строится заводы по отверточной сборке, например, в Калужской области – производственная площадка группы Фольксваген (собственно марки Фольксваген, а также Шкода и Ауди, которые входят в ту же группу), Автотор в Калининграде, кажется (БМВ), Хендэ под Санкт-Петербургом и т.д..

Но при этом власти понимают, что для того, чтобы население покупало новые иномарки – в том числе отечественной сборки – необходимы соответствующие финансовые условия. Потому что при наличии у новых иномарок отечественной сборки конкурентов в виде подержанных импортных иномарок – которые значительно дешевле – стимулировать потребителей покупать новые, но более дорогие автомобили будет невозможно.

Снизить цену собираемых в России иномарок до уровня подержанных 3-5 машин из-за границы нереально по объективным причинам, хотя бы в силу себестоимости.

И власти предпринимают «изящный» ход – вводят высокие таможенные пошлины на подержанные иномарки из-за границы, которые (пошлины) имеют фактически заградительный характер.

Цена на подержанные машины из-за высоких пошлин вырастает и становится сопоставимой с ценой новой иномарки отечественной сборки. При таких обстоятельствах потребитель, конечно, уже предпочитает новую машину подержанной – поскольку цена сопоставима ☹.

Такое решение властей о пошлинах довольно сильно ударило по Дальнему Востоку, Забайкалью и Восточной Сибири, поскольку эти регионы традиционно ездили на праворульных подержанных японских иномарках. И какой-то период времени местные автомобильные бизнесы пытались эти заградительные меры правительства обходить.

Тоже, надо сказать, не сильно изящным способом. Завозя из Японии не автомобили – в смысле таможенного регулирования - а как бы машинокомплекты. И вот эти машинокомплекты получили название «Распилов» и «Конструкторов».

В чем была идея.

Jeep Wrangler Rubicon. Иллюстративное фото.
Jeep Wrangler Rubicon. Иллюстративное фото.

В Японии или на корабле по пути в Россию кузов автомобиля распиливался, и проходил российскую таможню не как автомобиль, а как набор запчастей - двигатель, подвеска, коробка передач. Это называлось «Распил». Поскольку через таможню перемещался как бы не автомобиль, а набор запчастей – таможенная пошлина была существенно ниже. Далее кузов автомобиля сваривался и … о дальнейшем подробнее ниже.

«Конструктор» отличался от «Распила» тем, что, машинокомплект полностью разбирался, но без распиливания кузова.

После прохождения таможни кузов «Распила» сваривался заново, а «Конструктор», соответственно, собирался.

Получался как бы опять автомобиль 😊.

Но с одним – но важным – нюансом 😊.

"Распил" или "Консутркутор"невозможно было легально поставить на учет в ГИБДД – поскольку отсутствовали документы о пересечении автомобилем таможни. ГТД (грузовая таможенная декларация) были на двигатель, коробку, подвеску, а в случае с "Консутркутором" - еще и на кузов, то есть на отдельные узлы и агрегаты, но не на автомобиль в целом.

А, поскольку таможенных документов на автомобиль не было – его невозможно было поставить на учет в ГИБДД. Потому что – по документам – автомобиль в Россию не ввозился, таможенную границу не пересекал. А поскольку невозможно было поставить на учет в ГИБДД – эксплуатировать автомобиль тоже было нельзя.

То есть автомобиль как бы есть – но его как бы нет 😐. Типичная такая российская ситуация, у нас во многом так.

Часть таких «Распилов» и «Конструкторов» продавалась на запчасти, но часть таки сваривалась-собиралась – и в итоге оказалась на дорогах страны.

То есть как-то (можете сами пофантазировать, как именно 😉) «Конструктора» и «Распилы» все-таки на учет в ГИБДД иногда ставились.

Ну вот, собственно. А на идею написать текст данной статьи меня натолкнул звонок клиента, который на просторах Интернета набрел на мой канал в Дзене, и позвонил с неожиданным вопросом – «Я выяснил, что моя машина – «Распил» 😐 Какие риски у меня возникают и что делать? ☹».

Я изучил вопрос и могу сказать по этому поводу следующее.

Если Ваш автомобиль – «Распил» - то документы на него (паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС)), скорее всего, поддельные.

Поставить «Распил» на учет в ГИБДД легально невозможно. Это означает, что (а) если у Вас – «Распил», и (б) на него есть ПТС и СТС – это проблемные документы. Наиболее вероятно. Либо сами документы как материальные объекты фальшивые (это называется материальный подлог), либо бланки подлинные, на учет автомобиль действительно когда-то был поставлен – но незаконно (интеллектуальный подлог).

Даже если автомобиль ставили на учет не Вы (управляете по доверенности), или Вы – но на основании полученных у другого лица документов (фактически Вы купили «Распил», не зная этого) – это не хорошо, поскольку при совершении каких-либо регистрационных действий в ГИБДД это обстоятельство может вскрыться и Вам придется объясняться с правоохранительными органами.

Далее, эксплуатация «Распила» небезопасна для жизни и здоровья водителя, пассажиров и других участников движения, поскольку кузов автомобиля – деталь фактически одноразовая, его распиливание с последующей сваркой означает, что прочностные характеристики непонятны, параметрам безопасности, которые закладывались при производстве заводом-изготовителем сваренный кустарно кузов уже не соответствует.

Что делать, если Вы оказались в подобной ситуации?

Если по «уму», то я советовал бы:

- прекращать эксплуатацию «Распила»;

- снимать его «по тихому» с учета в ГИБДД;

- и продавать – но с обязательной оговоркой и информированием покупателя о том, что (а) автомобиль имеет технические признаки распила, (б) покупатель это понимает, (в) осознает и (г) принимает возможные правовые и фактические риски, проистекающие из данного обстоятельства.

Либо – это даже еще лучше – продавать «Распил» с оговоркой о том, что он продается как запасные части, автомобилем не является и для эксплуатации в качестве автомобиля не предназначен.

Ну вот как-то так.

Если остались вопросы – записывайтесь на индивидуальную консультацию по телефону +7(906)716-28-51, или пишите заявку в свободной форме на электронную почту mailbox@ipoletaev-advocate.ru

Звоните или пишите – мы встретимся, я проанализирую конкретно Вашу ситуацию, и мы обязательно найдет приемлемое решение Вашей проблемы!