Найти тему
Друг для друга Курск

Как в курских школах сдавали экзамены

Оглавление

Все началось с введения оценок: в 1837 году в России повсеместно приняли «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях». Именно тогда появилась пятибалльная система. Правила оговаривали экзамены для перехода в следующий класс и на выпуск из гимназии. Конкретное количество экзаменов в документе не устанавливалось, но нужно было сдать самые важные тогда предметы: Закон Божий, российскую словесность, латинский и греческий языки, арифметику и алгебру.

   Курские гимназистки
Курские гимназистки

Требования к гимназистам

В XIX веке для поступления в высшее учебное заведение нужны были дополнительные испытания. Их могли отменить, если выпускник отлично сдавал все экзамены и при наличии положительных рекомендаций с места учебы. Такая система сохранялась при императоре Николае I и несколько позже – новые гимназические правила были приняты при Александре II в 1864 году.

Новый устав разделял гимназии на классические и реальные. В классических основательно изучали древние языки, а выпускники могли поступать в университеты без дополнительных испытаний. В реальных – упор делали на точные и естественные науки, а поступление в университеты было сложнее – тем самым стимулировалось поступление в высшие технические заведения, где экзамены были проще. Страна все больше нуждалась в инженерных кадрах.

Требования для приема в гимназию: ребенок должен был уметь читать и писать по-русски, знать главные молитвы, уметь совершать простейшие арифметические действия (сложение и вычитание), знать таблицу умножения, быть не младше 10 лет, не иметь медицинских противопоказаний и иметь возможность своевременно оплачивать обучение. Хотя для детей из бедных семей, у которых были успехи в учёбе, существовали специальные стипендии.

Экзамены были платными: за полтора месяца до них нужно было заплатить 10 рублей (в пользу экзаменаторов). Сдавать экзамены могли не только гимназисты последнего класса, но и предпоследнего, в этом случае к ним предъявлялись особые требования по успеваемости, а еще посторонние, учившиеся в других гимназиях. Каждое прошение об экзаменации обсуждалось: рассматривали поведение молодого человека, его нравственные качества, успехи в учебе. Тогда же принималось решение о допуске до испытаний.

Экзамены сдавали по Закону Божьему (устно), русскому языку (письменно), греческому языку и латыни (устно и письменно), математике (устно и письменно), истории (устно).

   2-я женская гимназия
2-я женская гимназия

Экзамены начинались в 10 часов утра. Комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей образовательного округа. Приносить с собой на экзамен можно было только таблицу логарифмов (естественно, для экзамена по математике). Письменные принадлежности и бумага выдавались на месте, каждый выпускник находился под постоянным надзором комиссии, покидать зал было нельзя (при необходимости учеников выпускали поодиночке, все бумаги на это время сдавались экзаменатору, и на них делалась отметка). За неделю нужно было сдать все письменные экзамены, потом день проверки, и только после этого переходили к устным.

Испытания по российской словесности длились пять часов: за это время нужно было написать полноценное сочинение, посвященное заданной теме, которые варьировались в зависимости от особенностей региона: так, в Казанской губернии могли спрашивать о значении Волги в истории России, а в Петербурге – о чертах творчества Жуковского и Пушкина. Тематические формулировки могли содержать исторические или этические вопросы, русские поговорки и пословицы.

Экзамен по математике содержал четыре задачи: уровень их сложности варьировался от подготовки учеников в конкретном регионе. Вот пример задачи по алгебре, которую должны были решить гимназисты-выпускники в Петербургском образовательном округе: «Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1-й член равен 200, 10-й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 – 7x + 10 = 0. Найти эти дроби».

На экзаменах по древним языкам нужно было переводить тексты, знать грамматику и синтаксис, понимать «философские сочинения Цицерона, сочинения «Метаморфоз» Овидия, «Энеиды» Вергилия, од, сатир или посланий Горация».

Требования к экзаменам по Закону Божьему и истории были довольно размыты. Большой упор в проверке знаний по истории уделялся Древней Греции, Древнему Риму и российской истории.

В 1899 году министр народного просвещения Николай Боголепов отменил переводные экзамены, сделал изучение древнегреческого языка необязательным (как и экзамен по нему), изменив учебные планы в пользу точных и естественных наук.

   Мужская классическая гимназия Курска
Мужская классическая гимназия Курска

После революции

Октябрьская революция 1917 года принесла в страну множество новшеств. В корне преобразовалась и вся система школьного образования. Ей на смену пришла Единая трудовая школа – декрет о ее создании вышел в 1918 году.

В документе было прямо указано: «Все экзамены – вступительные, переходные и выпускные – отменяются». Декрет создал две ступени Единой трудовой школы – сначала на пять лет, потом еще на четыре года. Спустя пару лет появились рабочие факультеты (рабфаки), ускоренно готовившие крестьян и рабочих к учебе в институте. Выпускники поступали в вузы без вступительных экзаменов. Впрочем, если выпускник принадлежал к «неправильному» социальному классу, то поступить ему было очень сложно: детям дворян, купцов, священников приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы скрыть свое происхождение.

Полноценно выпускные экзамены вернулись в годы Великой Отечественной войны. В университетах не хватало абитуриентов – сказалась не только война, хотя она была первостепенным фактором, но еще и введенное в 1940 году платное обучение в школе и университетах. В первые годы войны университеты принимали абитуриентов фактически без каких-либо вступительных испытаний.

   Здание бывшей Мариинской гимназии в 1943 году. Пожары и бомбежки не прошли стороной
Здание бывшей Мариинской гимназии в 1943 году. Пожары и бомбежки не прошли стороной

9 октября 1944 года нарком просвещения СССР утвердил правила проведения экзаменов на аттестат зрелости. Во многом новая система следовала гимназическому уставу. Чтобы получить допуск к экзамену, по всем предметам необходимо было иметь оценку не меньше тройки (не считая пения, черчения, рисования). Можно было сдавать экзамены экстерном. Темы для сочинений, задачи по математике и другие экзаменационные вопросы присылались в школы из ОблОНО. Времени на письменные экзамены отводилось столько же, сколько и до революции – пять часов.

Экзамены, которые сдавали советские школьники после 1944 года: русский язык, литература, математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, химия, история (история СССР, новая история), иностранный язык. Тем же постановлением вводились и переводные экзамены в средней школе: теперь, чтобы перейти в следующий класс, необходимо было сдать экзамены по пяти-шести предметам.

В 1950-е создана трехступенчатая система поступления абитуриентов в вузы. Все они были поделены на три категории: принимавшиеся без экзаменов, без конкурса (если сдавали вступительные экзамены) и принимавшиеся на основе конкурса по итогам экзаменов. Поступить в университет во второй половине 1950-х было сложнее, чем в послевоенные годы. Было место и хитростям, и блату, и мошенничеству – словом, поступление в вуз в советское время не всегда было простой задачей.

-5

Традиции от Ломоносова

Интересно: практика, чтобы школьный экзамен давал право на поступление в университет, восходит еще ко временам Михаила Ломоносова. Именно он создал в 1755 году в Москве гимназию как школу подготовки к вузу. Экзаменов для гимназистов тогда запланировали много. Ученики, как современные студенты вузов и ссузов, сдавали зимнюю и летнюю сессии. В своем «Проекте регламента академической гимназии» Ломоносов писал: «Каждый год должны производиться дважды переводы из низших классов в высшие и из высших в студенческий класс. Первый должен происходить в начале нового года, второй – в начале июля».

К слову, в XIX веке выпускникам гимназий можно было и не идти в высшую школу, а сразу после выпускных экзаменов стать учителем или чиновником. То есть гимназия готовила учеников к реальной жизни, которая вполне могла начаться сразу после выпускных. В гимназии не только обучали азам наук, но и готовили учительские кадры. Совет гимназии проводил экзамены и выдавал желающим свидетельства на право поступления в университеты, институты или присваивал звание уездного учителя для училищ всех видов. Тот же совет принимал экзамены у чиновников по особой программе и выдавал аттестаты на продвижение в чинах.

В Курске в свое время действовали еще и женские гимназии. Самая престижная из них – Мариинская. В ее перестроенном здании сейчас размещается главный корпус Курского госуниверситета. Практика переводных экзаменов была и в женских гимназиях. При этом по постановлению педагогического совета в высший класс без экзамена могли переходить «только отличные по успехам и поведению ученицы, имеющие полные баллы по каждому предмету». Переводные испытания проводились во всех классах за исключением первого и второго. В 3–4-х классах девочки писали диктант и решали арифметическую задачу, в 5-м классе – сочинение, в 6-м классе – письменную работу по алгебре. Были и устные экзамены: в 3-м классе – по истории и географии, в 4-м классе – по русскому языку, арифметике, истории, в 5-м классе – по Закону Божию, истории и естествоведению (из курса 4-го и 5-го классов), в 6-м классе – по Закону Божию и географии. После окончания гимназии девушки могли работать учительницами. Лучшие ученицы поступали и успешно учились в вузах.

Приметы об экзаменах

Таковые существовали всегда – еще, пожалуй, со времен бурсы. Скажем, существовало гимназическое поверье, что перед экзаменом нужно найти портрет ученого (писателя) и потереть ему нос для хорошей оценки.

По дороге в школу надлежит наступать на все небольшие камушки на дороге, но не откидывать их.

Обязательно отправить перед собой отвечать отличника, а когда он сдаст экзамен на «5», пожать ему руку.

Чтобы не сглазить человека, который отправляется на тест, его нужно не хвалить и успокаивать, а ругать. Участвовать в этом ритуале могут как близкие, так и просто знакомые. Однако примета гласит, что результат будет обратным, если человека называют «дураком» либо другими словами, которые указывают на его низкие умственные способности.

Накануне экзамена не рекомендовалось стричь ногти и волосы, мыть голову.

Если на неделе несколько экзаменов или началась сессия, то ходить на все тесты нужно в одной и той же одежде.

Накануне экзамена запрещалось зашивать вещи, так как можно «зашить память» – забыть всё, что было известно ранее.

Возвращаться – плохая примета. Если пришлось-таки вернуться, посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь отражению и поправьте какой-либо элемент одежды.

Выветрятся полученные знания, если помоете пол, подметете его либо вынесете мусор накануне, оставите открытыми учебники и тетради.

Суеверие гласит, что весьма плохой знак – наступить на крышку люка. Это предупреждение о неудаче.

Обязательно прикоснитесь к какой-нибудь деревянной поверхности, чтобы отдать негативную программу.

Ни в коем случае не ссорьтесь с кем-либо накануне важного события, так как израсходуете слишком большое количество энергии, которая вам понадобится в будущем.

Все студенты должны запомнить самую главную примету – на сессии, если 1-й экзамен сдан на «отлично», зачетку никому показывать нельзя – обязательно сглазят.

Перед экзаменом не надо пользоваться чем-то «халявным». Например, купоном на бесплатное питание, проехать в транспорте зайцем, позволить кому-то заплатить за себя. Копите удачу для важного момента.

Если верить приметам, то воронье карканье, услышанное по дороге на экзамен, предвещает неудачу. Однако его можно нейтрализовать, каркнув в ответ. Не бойтесь, что вас кто-то услышит.

Если у вас есть какие-то личные приметы, особенные талисманы, помогающие только вам, никогда и никому о них не рассказывайте, так как эти приметы перестанут для вас работать.

Как все просто, не правда ли? Откуда же тогда берутся двоечники?!

Виктор КРЮКОВ

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1493/new/018266/.

Архив статей газеты ~ № 22 (1493) 30 мая ~ 2023 год.