Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Золотая рыбка: А проблемы кто за тебя решит? Пушкин?

«Я не решаю никаких проблем», — всегда говорю я своим клиентам. — «Я делаю так, что они решают сами себя. И лучшее, чем мы можем этому помочь — не мешать им».

Представьте себе бурлящее и непредсказуемое синее море, наполняющее ваш внутренний мир. В его волнах то и дело просматриваются самые разные события: приятные и неприятные; случившиеся или ещё только готовящиеся проявиться; проблемные и целевые — все они по очереди возникают на поверхности воды в произвольное время, но под ней они существуют все одновременно, и если нырнуть достаточно глубоко, то вы сможете добраться до любых жемчужин, даже сокрытых на самом дне. Таков мир бессознательного с точки зрения квантовой физики: все события, смыслы, воспоминания, переживания существуют одновременно, вне зависимости от того были они или ещё только будут. Более того, море одно на всех, и все его обитатели переплетены между собой в сложную систему взаимодействий: тронь одного из них, и откликнется сразу дюжина из самого удалённого уголка… земли! Так мир бессознательного простирается далеко за пределы черепной коробки конкретно взятого индивида, но вступает во взаимодействия со всем, что может обозреть его разум. Если что-то существует, оно связано с нами! Если чего-то не существует, значит оно ещё не проявилось в реальности, и его надобно доставать со дна морского, ибо оно существует там всегда.

Сегодня я хочу предложить вам уникальную методику, которая позволит осуществить, казалось бы, невероятное: предоставить вашим проблемам возможность самим себя решить, а если вы грезите мечтой исполнения желаний, то она поможет устранить то, что им препятствует, и поймать-таки свою золотую рыбку!

-2

ШАГ ПЕРВЫЙ
Читайте «между строк»

Есть только один человек, который знает вас лучше, чем вы сами, и этот человек... Пушкин! Его «Сказка о Рыбаке и Рыбке» известна каждому ещё, наверное, с периода внутриутробного развития, но мало кто обращал внимание, что она представляет собой иллюстрацию психики в миниатюре. Все основные персонажи этой сказки могут быть рассмотрены с точки зрения символического воплощения субъектных структур психики, а это значит, что мы можем использовать её в качестве оболочки методики исследования индивидуальности. Если вы хотите разобраться в себе и получше узнать свои слабые и сильные места, а также то, какой мир вы строите вокруг себя, то эта методика для вас! Пройдя её, вы преодолеете 6 контуров бессознательного, на каждом из которых снимите, как минимум, по одному психическому блоку, что позволит вам обнажить и трансформировать проблемы из самых разных областей бытия. Для этого разберите сказку на 6 элементов:

  • Старик
  • Старуха
  • Море
  • Землянка
  • Корыто
  • Золотая Рыбка

На каждого из этих персонажей сформируйте холодайн. Если вы ещё не умеете этого делать, то обратить к базовой методике холодинамического отслеживания [1]. Затем составьте список всех событий сказки, которые вызывают у вас эмоциональный отклик. Может быть, вы очень сочувствуете Старику; или вас безумно бесит Старуха; возможно, вы негодуете от поведения Золотой Рыбки; или вам кажется, что бояре и дворяне делают в этой истории недостаточно? Чем бы это ни было, попытайтесь понять, что вы на самом деле чувствуете в событиях этой сказки и сформируйте холодайны на каждое событие, которое вы субъективно ощущаете значимым.

-3

ШАГ ВТОРОЙ
Кубики реальности

Основатель биосемиотики Якоб Икскюль ввёл понятие умвельт [6] — особый мир восприятия и действия, в котором обитает живое существо. Это, своего рода, поведенческое пространство жизни, значимая среда, определяемая органами чувств. Например, человек не в состоянии воспринимать звуковой диапазон, который доступен некоторым животным, а животные не в состоянии воспринимать письменную речь. Таким образом, хоть умвельт и является частью объективной реальности, но у каждого он свой: умвельт бактерий, умвельт насекомых, умвельт животных, умвельт человека и т. д.

-4

Впоследствии из этой идеи возникнут такие понятия как виртуальная реальность [3] и субъектный мир [2], обозначающие «третью» реальность, находящуюся «между» объективной и субъективной действительностью. Это та реальность, в которой обитает наша психика, и поскольку она находится «между» реальным и воображаемым, то связывает эти две реальности, пребывая по ту сторону чувственного опыта. Здесь — в объективной действительности — нам ещё недоступно всё то, к чему имеет доступ наша психика, простирая своё присутствие сквозь квантовое пространство возможностей, где все события (желательные и нежелательные) существуют одновременно в неопределённом состоянии, и только лишь факт нашего выбора материализует какое-то одно из них. Давайте попробуем рассмотреть и понять, какие умвельты строят те или иные структуры нашей психики и насколько эффективно они это делают?

-5

Для этого напишите 6 рассказов от имени холодайна каждого персонажа, которых мы перечислили вначале. Рассказы сопроводите общими рисунками со всеми персонажами.

  • Рассказ от имени Старика

Позволит вам понять, какой умвельт строит ЭГО. Из этого рассказа и рисунка вы узнаете основные особенности своего субъектного мира и выявите те противоречия, которые представлены на уровне сознания. Это самый базовый уровень, призванный сообщить вам о том, что нуждается в коррекции в первую очередь. Это есть ваше «Я-реальное», которое будет очень интересно сравнить со следующей субъектной структурой: «Я-потенциальным».

-6
  • Рассказ от имени Старухи

Показывает: происходит ли раскрытие и самореализация вашего умвельта? Здесь вы многое узнаете о своём потенциале, а также о том, насколько ваша маска-персона ему соответствует.

-7
  • Рассказ от имена Моря

Призван показать, как соотносится реальное и потенциальное в вашем умвельте. Здесь мы увидим, как выглядит ваша зона ближайшего развития: какими ресурсами вы обладаете прямо сейчас (в реальной жизни) и какие задачи вы можете решать в перспективе (потенциально). Эти выводы будут обусловлены тем, как вы поступаете со своей индивидуальностью, и эффективны ли ваши действия в отношении ваших целей.

-8
  • Рассказ от имени Землянки

Демонстрирует место силы в умвельте: где оно и какое. Землянка, как истинно женский символ, призвана даровать вашей психике опору и ресурсы. Она даёт возможность оглядеться и перегруппировать свои силы. Туда, словно в материнскую утробу, прячется душа в момент опасности. Этот рассказ даёт понимание того, куда идти человеку, чем заниматься и откуда черпать силы.

-9
  • Рассказ от имени Корыта

Раскрывает состояние коммуникации с другими умвельтами. Какова наша связь с собственным окружением и другими онтологическими реальностями, кто проводник между ними? Благодаря чему устанавливается связь со всеми элементами информационного поля, а в физиологическом смысле — между операторами нейронной сети? На все эти вопросы можно найти ответы, если проанализировать рассказ с помощью трансмодального метода.

-10
  • Рассказ от имени Золотой Рыбки

Иллюстрирует бессознательно выбираемый вами способ трансформации своего умвельта. Это то, как вы воспринимаете динамику развития собственной индивидуальности, и во многом эти особенности самовосприятия являются усвоенными с детства. Если установки ваших родителей в отношении вашей индивидуальности были неблагоприятными, то с высокой долей вероятности вы будете бессознательно воспроизводить их в своей жизни, и здесь у вас есть несколько вариантов:

а) Тоталитарный Родитель. Самая неблагоприятная установка из всех, предполагающая, что индивидуальность не воспринимается в принципе! Такой тип восприятия характеризует человека, умело манипулирующего контекстами. Например, он может ставить жёсткие условия, при этом обеспечивая их заведомую невыполнимость. Такая модель поведения предусматривает не только полное подавление индивидуальности, но и неспособность вообще её видеть.

-11

Если мы наблюдаем в рассказе взаимодействия подобного типа, то это не всегда означает, что ваши родители осуществляли нечто похожее в отношении вас — вы могли испытать некое потрясение в жизни со стороны кого угодно, а ныне вовсе не демонстрировать видимых проявлений сего, однако знайте, что если у вас получился рассказ с событиями по типу «тоталитарного родителя», то в вашей психике присутствуют незрелые структуры, которые однажды себя проявят. Эти субъектные структуры в трансмодальном подходе именуются гетерогенными (неоднородными, сложносоставными) [5], потому что в них хаотично переплетены и жёстко сцеплены самые неприглядные образцы жизненного опыта. Это очаг высокого психологического напряжения, представляющий собой запутанные микроскопические сгустки нейронной сети головного мозга: так бывает, когда мозг выстраивает ассоциативные связи в ответ на продолжительное эмоциональное потрясение, «запоминая» патологический механизм обратной связи с событиями внешней действительности.

-12

Принимаете ли вы собственную индивидуальность и индивидуальность других людей? Признаёте ли вы, что каждый человек уникален и потому заведомо ценен? Вот вопросы, которые вам должен задать психолог, если видит такие взаимодействия в вашем рассказе.

б) Родитель. Такой вариант лучше предыдущего, но не намного. Родитель базово видит индивидуальность, но всё равно отказывается её принять, считая её чем-то не важным, не значимым или плохим. «Родитель» — фигура в психологии чаще всего негативного толка, символизирующая высокомерие и неспособность по крайней мере вспомнить, каким ты сам был в детстве. Родитель убеждён, что знает всё лучше других, потому что его детство уже прошло как что-то суетное и ненужное, тогда как теперь и только теперь началась «настоящая» взрослая жизнь. Это незрелая позиция, которая часто присутствует во внутреннем плане человека, обусловленная формированием гетерогенных констелляций психики (хотя и менее выраженных, чем в предыдущем случае), что заставляет человека воспринимать реальность чрезвычайно узко и однобоко, избегая тех её аспектов, которые субъективно несут в себе источник экзистенциальной угрозы, иначе говоря, воспроизведение собственного негативного опыта. Здесь нет стремления во что бы то ни стало подавить личность другого, но диалог с ней, как правило, очень ограничен. В реальной жизни это может выражаться в том, что родитель навязывает ребёнку собственную модель поведения, интересы, пристрастия, кажущиеся ему единственно верными и психологически безопасными.

Можете ли вы позволить себе дать каждой части себя раскрыться и предоставить те же возможности для других людей? Готовы ли вы увидеть мир глазами другого человека и признать его точку зрения равноценной своей?

в) Ребёнок. Противоположная крайность «родительскому» восприятию индивидуальности — это «детское» восприятие. Ребёнок полностью принимает индивидуальность (свою и другого), но делает это крайне не критично: он не разбирается, что хорошо, а что плохо, и потому не может предложить большого количества точек развития ни себе, ни кому-либо ещё. Это инфантильная психологически комфортная позиция, представленная в психике гомогенными (однородными и психологически упорядоченными) субъектными структурами, которые не предполагают своего дальнейшего развития, а потому позиция восприятия, проистекающая из них, не обладает достаточной гибкостью, чтобы что-то решить. Способны ли вы отделить зёрна от плевел; знаете ли вы пути решения возникающих проблем; умеете ли достигать компромиссов?

г) Взрослый. Истинно зрелая позиция психики, представленная в виде амбивалентных субъектных структур, связывающих другие участки нейронной сети: гомогенные и гетерогенные. Внутренний «взрослый» видит индивидуальность и признаёт её ценность, выбирая оптимальный вариант решений в различных ситуациях. Это состояние, к которому нужно прийти по итогам психотерапии, и очень хорошо, если ваш рассказ от имени Золотой Рыбки изначально несёт в себе позицию «взрослого».

ШАГ ТРЕТИЙ
Трансформация и построение новой реальности

На каждом из рассмотренных уровней бессознательного могут быть выявлены скрытые застарелые психотравмы, поэтому рассказы лучше всего разбирать вместе с психологом, владеющим интуитивно-чувственным восприятием, ибо мы никогда не знаем, куда нас выведет кривая самопроизвольного ветвления психики и куда направит наш разговор. Распутывание этих экзистенциальных клубков всегда происходит спонтанно, будто бы само собой, однако для этого может потребоваться несколько раз переписать каждый рассказ, дабы снять все психические блоки, прежде чем добраться до аффективного ядра проблемы. Перестраивая события полученных рассказов, мы перестраиваем архитектуру нейронной сети головного мозга, снижая количество психологически напряжённых субъектных структур (гетерогенных) и увеличивая количество психологически комфортных и упорядоченных (гомогенных) субъектных структур. Параллельно с этим происходит рост амбивалентных субъектных структур психики, за счёт перетекания в них гомогенности и распутывания гетерогенных узлов.

-16

Всё это сделает вашу психику гибче, устранит нерациональные и неэффективные модели поведения, трансформирует застарелые психотравмы, высвободив их вытесненный в бессознательное ресурс, удерживаемый внутри гетерогенных констелляций. Все эти процессы продлевают жизнь волновой функции в микротрубочках [4] — средоточиях квантовой когерентности в нашем головном мозге, где информация о событиях пребывает во множественных вероятностях до того, как сознание выберет какое-то одно из них. То, как мозг может влиять на возникновение событийности в реальной жизни, объясняет теория сознания Хамероффа-Пенроуза [4], краткое изложение которой вы можете посмотреть в этом ролике 👇

[youtube]https://youtu.be/KZVPjuhGBmk[/youtube]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вульф В. Холодинамика. Вся сила в действии. / Общ. ред. канд. психол. наук Л. Хохловой ; пер. с англ. Г. Соболевой. – М.: «Ассоциация Холодинамики», 1995
  2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во Московского университета, 1995. – 224 с.
  3. Носов Н.А. Виртуальная психология. – М.: «Аграф», 2000. – 432 с.
  4. Хамерофф С., Пенроуз Р. Оркестрованная объективная редукция квантовой когерентности в микротрубочках мозга: «Orch OR» модель сознания. // Mathematics and Computer Simulation. – № 40, 1996
  5. Хохлова Л.П. Критерии и проблема успешности развития субъектно-гетерогенных социальных систем. // В сб. материалов Всероссийской научной конференции «Гуманитарные и естественные науки: проблемы синтеза». – М.: «Научный эксперт», 2012. – 720 с.
  6. Kull K. On Semiosis, Umwelt, and Semiosphere. // Semiotica. – Vol. 120 (3/4). – 1998.

Если вас привлекает такой подход к сознанию и деятельности мозга, то выбирайте мои методы, ибо они направлены сугубо на достижение этого! Данная методика — лишь один из таких методов, и я готов познакомить вас с остальными как очно, так и онлайн.

Автор: Виталий Фалеев
Психолог, Управляющий событийностью

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru