После возвращения оснащенных движителями Ситроена-Кегресса танков Renault FT-Kegresse из неудачной марокканской "командировки" идея использования нового хода окончательно отвергнута не была, во Франции решили, что что-то сделали не так. Рассказ о очередной итерации в попытках ускорить FT в этой публикации.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
В 1925 году французское командование провело войсковые испытания недавно модернизированных танков Renault FT с установкой патентованного движителя разработанного фирмой Ситроена по проекту Адольфа Кегресса, бывшего личного водителя последнего русского императора и автора идея оборудования автомобилей и транспортеров гусеничными движителями с резино-тканевыми гусеницами. Танки, отлично показавшие себя на полигонах Франции - скорость передвижения при том же двигателе выросла в два раза, спасовали на каменистых грунтах Магриба. Танковая рота AS 508, на вооружении которой стояли Renault FT-Kégresse, 3 октября 1925 года участвовала в атаке окопавшихся инсургентов, за три часа боя танковая рота потеряла 5 машин, причем погиб экипаж одного из танков, учитывая то, что у рифских повстанцев принципиально не было ничего мощнее пехотной винтовки. Танки были возвращены и отправлены на доработки, которые не ограничились новыми гусеницами с металлическим усилением. Вся ходовая часть была кардинально переделана.
Renault FT (Citroën Kégresse)/Char de Combat Muni du Propulseur Kegresse-Hinstin M.26/27/Renault FT M26/27/Танк Рено FT c движителем Кегресса/
Страна: Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1924
Кол-во: 23-26?
Экипаж: 2
Боевая масса: 6 500 кг (ориентировочно)
Размеры: 4800х1820х2580 мм
Дорожный просвет: 630 мм
Бронирование : 16 mm
Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914/37 mm SA (canon de 37 S. A. pour chars légers)
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 (42) л.с.
Максимальная скорость: 16 km/h
Запас хода: 150 км
Преодолеваемые препятствия: углон 28 грд, траншея - 2150 мм, стенка 400 мм
Гусеница: резино-тканевая с металлическими башмаками
Первое, на что обратили внимание была конструкция самих гусениц, которые в условиях марокканских дорог с жёстким покрытием и с большим количеством камней и острых обломков скальных выходов просто повреждались. На скользких камнях резино-тканевые гусеницы скользили, например не удалось оттащить первый сломавшийся танк. Замена цельной гусеницы оказалась крайне трудоёмкой и именно она привела к гибели экипажа одного из танков, при попытке ремонта гусеницы вне танка. Сделать гусеницы сборной из резиновых трактор тогда было невозможно, но сделать их пригодными для работы на скользких грунтах с острыми камнями попробовали установив на гусеницы металлические башмаки. Кроме увеличения проходимости вырос и ресурс гусеницы до 1500 км.
Основательной переделке подверглась ходовая. Хотя общий принцип - восемь опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, ведущее колесо сзади, направляющее колесо - спереди подвеска балансирная на плоских полуэллиптических рессорах остался неизменным, в конструкцию были внесены заметные изменения. Наиболее основательной переделке подверглись тележки опорных катков, видимо над ними наконец поработали инженеры, напрямую связанные с танки, а не сам Адольф Кегресс и ситроеновцы. Если на первой серии тележки просто представляли собой простые Т-образные рамы с осями, на которых с обоих сторон от рамы крепились катки, то в модернизированному виде тележки получили литую раму, которая располагалась с внешней стороны и прикрывала и придерживала катки с внешней стороны.
Главным отличием танков второго этапа модернизации, с лёгкой руки последователей австрийского автора Хёгля, часто называемых М26/27, является отсутствие передних поддерживающих роликов. Задние ролики при эксплуатации могли сниматься, но и они имеют усиленную заметно отличающуюся конструкцию с жесткой рамой. Еще одним заметным отличием являются опорные катки, у ранних машин они открытые, у танков 1926 года прикрыты крышками. Так же отличается система подвеса заднего ведущего колеса, но на фотографиях это не заметно. На продольной балке сверху установлен поддерживающий ролик От танков типа NC2 танки образца 1926 года так же отличаются закрытыми катками, выхлоплной трубой с правой стороны корпуса, в отличие от Renault NC2, в которой труба расположена слева. Различны и конструкции ведущих колёс - у машин 1926 года хорошо заметная звездообразная форма с 8 "лучами", у NC2 - внешний обод прикрыт диском, и вообще NC2 имеет больше общего с танками 1924 года.
Продольная балка к которой крепились элементы трансмиссии стала короче и жестче. Сверху балки установили поддерживающий ролик, который предохранял от соприкосновений с балкой верхнюю ветвь гусеницы и вообще снижал вероятность спадения гусеницы. Основательно переделали задние ролики, которые крепились на мощной раме, а передние вообще убрали. Правда к концу 30-х в Югославии, купившие танки Рено с Кегрессами их вообще сняли с боевых машин. В общем конструкция движителя стала выглядеть промышленным продуктом, а не итогом разработки в гараже - солидно и надёжно.
Получившаяся в итоге второй доработки боевая машина с гусеницами Кегресса уже точно была лучше оригинального танка Renault FT образца 1917 года, но в середине 20-х простая доработка военных не удовлетворяла, они ждали совершенно новые боевые машины с более толстой броней, и на снабжение в родную армию Renault FT-Kegresse не попали, зато из закупили Югославия и Польша, первые чтобы было хоть что-то, а вторые попробовать - быть может машины с Кегрессом будут лучше чем оригинальные FT, которых у них были полторы сотни и налажен выпуск собственного варианта.
Не до конца понятно танки с модернизированными движителями представляли из себя переделанные машины образца 1924 года или это были новые модернизированные танки. Учитывая, что 5 танков было поставлено в Польшу и более 10 (21?) танков в Югославию, а какая то часть осталась во Франции, можно предположить, что модернизированы по второму разу были танки, уже ранее переделанные на Кегресса.
Импортные поставки танков Renault FT-Kégresse случились в 1929-м году, когда их продали после настоятельных просьб в Югославию. Сколько было танков такого типа информация расходится от 10 до 21. Но так как ни разу больше 10 машин в одно месте не собирались видимо их было всё таки более вероятно 11. Еще пять танков продали в Польшу, причем есть информация в источниках, что поляки всё таки получили свои машины в одном заказе с Югославами, благо в это время обе страны активно взаимодействовали друг с другом в военной и промышленной сферах. В Югославской армии боевые машины получили обозначение - Борна Кола М-26, в Польше их иногда называли Renault wz.29.
Использование обозначений этих танков М26/27 применительно к второй модернизации танков Renault FT c движителем Кегресса никогда не использовалось ни у производителя, ни в армии. Названия Renault FT M24/25 для первой модернизации, Renault FT M26/27 для второй и М31 для NC-27 пошли с легкой руки наследников первого систематизатора информации о танках - австрийского майора в отставке и по совместительству конструктора боевых машин Фрица Хёгля (Fritz Heigl), который в 1920, 1927 и 1930 годах выпустил «Танковые справочники» (Heigl's Taschenbuch der Tanks). Умершего в 1930 году Хёгля сменила интернациональная группа специалистов в составе американца Р. Икса — офицере департамента вооружений армии США, австрийца О. Хакера - специалиста но танкостроению из Вены, германского офицера Г. Цецшвица и шведа О. Меркера — инженера шведских заводов «Ландсверк», которые, продолжив выпуск справочников Хёгля в 30-е, продолжили фантазировать с названиями боевых машин. Хотя надо стать на их стороны зачастую в отсутствие распространения информации и всеобщей секретности узнать их было и невозможно. Джае само существование справочника - почти чудо. Так танк Renault FT-Kégresse выпуска 1926 года получил "наименование" Renault M26/26, под которым и стал известен, хотя и назывался просто Renault FT-Kégresse.
В 1920-1924 годах армия Королевства сербов, хорватов и словенцев — КСХС (Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца) получила в рамках военного займа и просто безвозмездно несколько небольших партий подержанных легких танков Renault FT - всего 8 Renault FT - 3 пулеметных, 4 - пушечных и один КШМ - Renault FT TSF. Видимо по аналогии с "Ромбами" пулеметные называли «женским» вариантом, а пушечные - «мужским». Танки были б/у и не в лучшем техническом состоянии. Поэтому использовались как учебные в ожидании развертывания бронетанковых частей, которое всё время откладывалось. Развертывание югославских БТТ началось в 1929 году, когда после государственного переворота уже Королевство Югославия (Краљевина Југославија) взяло кредит у Франции в размере 300 миллионов французских франков на покупку своих первых французских же танков, на которой купило 21 танк Renault FT. Первые 10 танков прибыли на Балканы апреле, ещё одиннадцать - 11 июля 1929 года, скорее всего это и были Renault-Kégresse. В 1932 г. на основании военного соглашения Польша передала Югославии ещё 14 легких танков Renault FT и партию запасных частей, производство которых поляки наладили у себя, для ремонта ветххого во всех смыслах танковогу парка Королевства, что вполне возможно было компенсацией за 5 Рено-Кегресс..
Танки Renault-Kégresse, называвшиеся в Югославии М-26, выглядели наиболее боеспособными и из них была сформирована первая танковая рота Југословенска краљевска војска, дислоцированной в Крагуеваце, центре югославской военной промышленности до настоящего времени, в апреле 1930 года. (по другой информации рота была сформирована в 1931-м). «Рота боевых машин» (Сеta bornih kol) должна была быть направлена в Сараево, где была сформирована танковая школа. Остальные новые танки Renault FT предназначались для оснащения Второй танковой роты, которая дислоцировалась в столице страны Белграде. Вместе с танками французы отправили на балканы группу инструкторов для обучения экипажей. Обе роты по штату имели 12 танков, к линейным видимо были добавлены танки TSF. В каждую роту входила четыре взвода по 3 танка. 6 сентября 10 танков FT-Kégresse проехали на военном параде в Белграде - ознаменовав создание югославских танковых войск.
Уже к июлю износ танков, в особенности гусениц и подвески привел к тому, что роты расформировали, танки передали в состав учебной пехотной и артиллерийской школы в Калиновике. То что не отправилось в учебные части ушло на склады и на каннибализацию для поддержания "живых" машин. В Югославии так и не удалось наладить выпуск запасных частей для боевых машин, а корме движителя и линейные танки Renault FT с обычным ходом и с движителем Кегресса были совершенно одинаковы.
Второй виток оснащения танками югославской армии прошёл в 1935 году, когда были снова у Франции в рамках безвозмездной военной помощи получила 20 подержанных Renault FT (югославское обозначение М-17), поводом для чего стало начало Второй итало-эфиопской войны в 1935 году, и французы обеспокоились растущей военной активностью Италии. Им нужен был противовес с другой стороны и им должна была стать именно Югославия. К сентябрю 1936 года в составе Югославской королевской армии имелось в разном техническом состоянии 45 М-17 и 10 (11?) M-26. После приведения танков в порядок был внедрен новый штат танкового батальона - "Батальон борних кола" (bataljon bornih kola). По новому штату батальон включал три танковые и одну вспомогательную роты. Каждая танковая рота состояла из 4 взводов - 3 танковых и один тылового обеспечения. Каждый взвод имел на вооружении пять танков (3 пушечных и 2 пулеметных). По планам третий взвод каждой роты должен был быть вооружен танками М-26. Одна машина в роте была командирской, всего каждая из трёх ротдолжна была состоять из 21 танка. Так как М-26 было всего 10 (11?) нет точной информации как их распределили, но события 1941 года показывают, что скорее всего все такие танки были распределены по двум взводам. Нет информации об использовании танков М-26 мужде 1931 и 1938 годом, скорее всего до поступления новых танков они находились на хранении.
В далёкой перспективе предполагалось создание нескольких танковых полков в составе штаба, двух батальонов и вспомогательной роты, и даже танковых бригад - по два полка в каждой, но как обычно всегда не хватало денег, решимости и понимания тактики их применения, особенно с учётом сложного рельефа Балканского театра боевых действий. Немногочисленные танки во время войны должны были подчиняться непосредственно Верховному командованию югославской армии, а в мирное - Министерству обороны.
Все танки Югославской армии и М-17 и М-26 окрашивались в темно-зеленый цвет, за исключением нескольких М-26 с трехцветным камуфляжем из зеленых, “шоколадно-коричневых” и “охристо-желтых” пятен. В качестве тактических знаков в Югославии до войны копировали французскую систему - масти карт – танки 1-го взвода обозначались знаком “туз пик”, 2-го - “червовым тузом”, 3-го - “бубновым”, 4-го “трефовым”, а роты - белыми геометрическими фигурами – 1-я рота кругом, 2-я - квадратом, 3-я - треугольником. Танки М-26 несли тактические номера от 79 до 88.
К началу боевых действий в апреле 1941 года, когда после государственного переворота 25 марта была свергнута пронемецкая власть князя-регента Павла Карагеоргиевича, который уже подписал протокол о присоединении к Тройственному пакту. Надо отдать должное князю-регенту ещё перед войной он трезво оценивал время сопротивления армии Вермахту в две недели. Всё оказалось еще быстрее, апрельская война длилась всего 12 дней, за которые миллионная армия Югославии была рассеяна, вся техника потеряна, а правительство капитулировало под ударами с трёх сторон - Германии, Венгрии и Италии и "пятой" колонны Хорватии. Никаких шансов не было и у бронетанковых войск Королевства, которые к началу боевых действий состояли из 2 танковых батальонов, эскадрона танкеток и взвода бронеавтомобилей. Танки были распределены поротно на всей территории Югославии. Роты 1-го танкового батальона, на вооружении которых стояли M-17 и M-26 (45 танков М-17 и 4 M-26), были распределены во 2-ю, 3-ю и 4-ю Армии, которые располагались за пределами коронной территории Сербии - в Сараево, Скопье и Загребе. Танковая рота в Загребе была захвачена германцами и хорватами ещё в казармах. Рота в Сараево попробовала повоевать. 12 апреля она получила приказ совершить марш в направлении Аранджеловац-Лазаревац для прикрытия отступления одного из полков, но оставшись без топлива танки были брошены, замки с танковых пушек и демонтировав пулеметы демонтировали, а личный состав роты был распущен с оружием по домам.
Третья рота 1-го батальона из Скопья 7 апреля в 10 часов заняла оборону в районе Стралиште к северу от дороги Валандово-Удово, потеряв при марше один танк стала единственным заграждением перед германскими частями в в направлении Джевджелии. По германской привычке на позиции роты сначали отправили пикировщиков, которые выбили 6 танков, но оставшиеся M-17 пытались обороняться перед наступающей пехотой 73-й немецкой пехотной дивизии. Когда ведение боя стало бесполезным три оставшихся танка были выведены из строя экипажами и брошены на позициях, что могли сделать танки образца 1917 года, вооруженные 37-мм пушечками простив современной пехоты в 1941-м?
Вторым получателем французских танков были поляки, но история из в войске Второй Речи Посполитой заслуживает отдельного рассказа. Общая оценка проекта оснащения танков Renault FT гусеницами Кеграсса получилась сильно смазанной сначала из-за непроработанности шасси при первом варианте шасси и их применении в неудачных условиях во время Рифской войны, а затем уже отлаженная конструкция оказалась просто не ко времени - встретившие германскую армию в 1941-м году югославские танки тому доказательство. Всё как обычно - не то, не там и не тогда, когда такой вариант модернизации мог бы себя проявить. Вот на полях Первой мировой, особенно в прорыве...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Тank patrouilleur. 1916. Первый танк современного типа. Часть 1. Тank patrouilleur. 1916. Компоновочный макет бестселлера
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
François Vauvillier. Le grand album des Citroën-Kégresse sous l'uniforme. Histoire & Collections
https://les-camions-citroen.easyforumpro.com/t473p200-auto-chenilles
http://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse
https://truck-auto.info/citroen/628-kegresse.html
Юрий Пашолок С прицелом на экспорт. https://warspot.ru/5917-s-pritselom-na-eksport
Юрий Пашолок. Попытка ускорить Renault FT. https://dzen.ru/a/YD7OsRslLij_pLKQ
https://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse
О. Хакер, Р. Икс, О. Меркер, Г. Цецшвиц Хейгль. Танки (справочник). Издание второе Перевод с немецкого издания 1935 г.,
предисловие, специальная редакция и примечания Б. Шванебаха
Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва, 1936 / 1937 г.
Janus Magnuski. Czolgi Renault w Wojsku Polskim. nTW 09/1997
http://www.srpskioklop.paluba.info/renoft17/opis.html
http://kvadar2010.narod.ru/index/0-20
https://topwar.ru/68889-bronetankovaya-tehnika-yugoslavii-chast-1-nachalo-1917-1941-gg.html
http://tankfront.ru/allies/jugoslavija/history/kraljevina.html http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/reno/asia/?img=pic24.jpg.html https://forum.odkrywca.pl/topic/638243-zdjęcia-renault-ft-17---czii/#comments
https://mtg.domek.org/francja/rena.htm