Каких только сказок нет на свете. А вот с театральными сказками я встретился впервые именно в исполнении Льва Устинова.
Его сказки даже рассказываются так, как будто перед тобой раздвигается театральный занавес. Пьесы Устинова с большим успехом шли на сценах СССР и за рубежом. Можно сказать, что в 60-70-е годы он был одним из самых востребованных детских драматургов.
У меня была (и есть) книга Устинова, которая так и называется «Театральные сказки». Эти пьесы издавались под разными названиями и в разных вариантах: видел варианты «Сказки для театра» и «Сказочный театр».
Помниться, очень запомнились некоторые из них. Например, многое мне было непонятно в «Недотёпином королевстве». Если все жители в нём — недотёпы, всё у них из рук валится и ничего не ладится: как они ещё живы-то остались? Ведь каждый день к Королеве Недотёп приходил её верный Министр с вот таким докладом:
Итак, кроме крупных неприятностей в нашем Недотёпином королевстве, как и всегда, произошло несколько мелких: за прошедший день упало с крыш тридцать четыре человека, свалилось в ямы — тридцать три, споткнулось один раз — девяносто семь процентов населения, два раза — семьдесят шесть процентов, три раза — сорок четыре. Переломов ноги — тридцать шесть, переломов руки — двадцать пять, вывихов, ушибов и царапин по два и три десятых на человека.
Представляете? Любой другой монарх от такого доклада давно бы уже снял свою корону, сдал бы её в камеру хранения, а сам отправился бы в монастырь! Но только не в стране недотёп! Там и дома строят не так как везде: сначала одну стену поставят, а потом к ней крышу приделывают. Как такой народ умудряется выжить — ума не приложу.
Или вот взять сказку «Иван-дурак и черти». Ну, про Ивана-дурака всяких сказок уже написано. А как вам такая?
Собрал как-то один Большой Чёрт маленьких чертенят и дал им указание: немедленно пойти и разобраться с Иваном-дураком, который поселился как раз над спальней самого Вельзевула Сатаниновича. И каждый день: то сеет, то пашет, то косит, то рубит! Спать САМОМУ не даёт!.. Никакого покоя в аду нету! Да только Иван-то наш совсем не дурак оказался, верно? Ан нет, не верно. Наш Иван оказался ещё дурнее, чем о нём черти думали. И сам ни с чем остался, и делов наворотил — не сразу и разберёшь.
Странные эти сказки театральные. Вроде и всё в них — как в сказке, да только после каждой задумываешься: а так ли уж всё волшебно вышло-то в конце? Я назвал бы Устинова «сказочник-философ», если позволено будет так выразиться. Каждая его сказка (написанная, казалось бы, для детей) даже самых взрослых взрослых заставит задуматься. Мудрые они, эти сказки. Полные высказываний и афоризмов, достойных лучших традиций философской мысли. К примеру: «Надо быть честным и осторожным. Но не настолько осторожным, чтобы перестать быть честным».
Сын Льва Ефимовича, Сергей, в одном интервью сказал: «И если правда, что каждому воздастся по вере его, пусть мой отец пребудет отныне в созданном им волшебном и сказочном мире, где добрым и умным везёт больше, чем злым дуракам, где жадность и подлость всегда в конце концов оказываются в проигрыше. Где никогда не умирает надежда.».
Похоронен автор "Театральных сказок" в Москве, на Новом Донском кладбище. На плите - простая надпись: «Лев Устинов. Сказочник.»
Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!