Любой финансист сталкивается с тем, что работает с большим объемом информации, которую необходимо запоминать, правильно интерпретировать, анализировать, делать выводы, а затем принимать решения и контролировать дальнейшие действия. Хороший финансист отлично помнит цифры, может быстро сориентироваться в данных по всему вверенному блоку, и это не считая необходимости постоянно обновлять базу знаний и законодательства, обучаться новому.
Как запоминать поступающую информацию, ведь иногда это кажется просто нереальной задачей, особенно если информации много и она новая? На помощь приходит Кривая Эббиингауза и выводы, которые были сделаны по результатам экспериментов. Рассказываю о том, что это такое и чем она может быть полезна для тех, кто много учится, работает с цифрами и информацией.
1. Закон и Кривая Эббингауза
Герман Эббингауз - немецкий психолог, который занимался изучением закономерности запоминания и написал по этому поводу бесценный труд «О памяти», в нем он собственно и описал результаты своих экспериментов. Целью опытов было выявление причинно-следственных связей и зависимостей между:
- объёмом заучиваемой информации,
- количеством сделанных повторений,
- отрезком времени между заучиванием и воспроизведением информации
- построением информации для запоминания
В результате проделанных опытов родился "Закон забывания", или "Кривая забывания", который отражает как изменяется объем сохранившейся в памяти информации со временем. Выяснилось, что уже на следующий день человек помнит только 60% процентов изученного материала, а к концу недели в памяти остается менее 10% данных. Это хорошо видно на графике:
Кривая является достаточно универсальной и последующие эксперименты уже других психологов, которые пытались их повторить, показали, что темпы забывания информации у большинства людей схожи, потому что умение забывать - это неотъемлемый принцип работы мозга, без которого он был бы перегружен ненужной информацией.
Так как же в этой ситуации быть, если так устроено природой и работа мозга предполагает, что забывать информацию, которой человек со временем не пользуется, это абсолютно нормально?
2. Алгоритмы запоминания
Еще один важный вывод был сделан в ходе экспериментов - для того, чтобы эффективного запоминать информацию важны повторение материала и периодичность. Так в зависимости от целей - на какой срок необходимо запомнить информацию - короткий или, наоборот, длительный, можно использовать алгоритмы работы с информацией, которые этому будут способствовать. И в этом помогли Б. Салливан и Х. Томпсон.
Например, один из алгоритмов, который они предложили, чтобы запомнить информацию навсегда в случае, если объем информации небольшой, выглядит следующим образом: необходимо осуществлять повторения по следующему правилу:
первое повторение — через 5 секунд, второе — через 25 секунд, третье — через 2 минуты, далее — через 10 минут, затем через 1 час, через 5 часов, 1 день, 5 дней, 25 дней, 4 месяца, 2 года.
Фактически они вывели свою закономерность между периодичностью повторений и промежутками времени между ними.
Но не только они исследовали этот вопрос. Например, в книге "Суперпамять для всех" (Е. Е. Васильева, В. Ю. Васильев) предлагается алгоритм, который больше подходит для ситуации, когда речь идет про большие объемы информации и также необходимо запомнить информацию на длительный срок:
первое повторение — сразу по окончании чтения информации,
второе повторение — через 20—30 минут после первого повторения,
третье повторение — через 1 день после второго,
четвёртое повторение — через 2—3 недели после третьего,
пятое повторение — через 2—3 месяца после четвёртого повторения.
В основе каждого из алгоритмов лежат выводы, сделанные на основе Кривой Эббингауза о том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала. На графике это можно представить следующим образом:
Фактически осуществляя заново повторение материала, продлевается период времени, в течение которого информация сохраняется в памяти и не стирается из нее. Так формируется долгосрочное запоминание.
3. Когда информацию запомнить сложно
Эббингаузер выявил также такой феномен, как "Эффект края" - он определил, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце. Первое впечатление, полученное от знакомства с кем-то или с чем-то лучше сохраняется в памяти. Именно поэтому короткая реклама - эффективный инструмент, который запоминается многими - в начале и в конце ставятся самые важные слоганы, касающиеся товара или компании.
Для запоминания же информации, которая находится в середине объемного материала, придется приложить больше усилий: делить информацию на блоки и подходить к изучению и обучению системно.
На процесс запоминание информации также влиет мышление и уровень стресса:
- интересная информация, а также осмысленная информация запоминания в несколько раз эффективнее.
- а вот стресс и волнение негативно влияют на долгосрочное запоминание - сам процесс запоминания и способность извлекать изученную информацию
Уже в более поздние годы проводились исследования влияния хронического стресса на когнитивные функции мозга и было выяснено, что те, кто подвергаются хроническому стрессу,тяжелее адаптируются к новым ситуациям и окружению, а также могут иметь нарушения памяти. Более того, хронический стресс и повышенный уровень кортизола (биомаркер стресса) приводят к деменции у пожилых людей ( Хенкенс, М. Дж. А. Г.; Херманс, Э. Дж.; Пу, З.; Джоэлс, М.; Фернандес, Г. "Напряженные воспоминания: как острый стресс влияет на формирование памяти у людей").
Именно поэтому для отличного запоминания информации необходимы не только систематические повторения, осмысление информации, но и отличное самочувствие, быть выспавшимся и отдохнувшим!
Всем отличной памяти, поменьше стресса и легкого запоминания информации!
Понравилась статья - ставь лайк, подписывайся на канал, пиши комментарии!
Теперь также в Телеграм.