Найти тему

Первый массовый Советский трактор.

Фордзон путиловец.
Фордзон путиловец.

Продолжаем расказ о первых советских тракторах.

Первым трактором, выпускавшимся крупной серией, стал трактор Фордзон. Его создали в 1916г. под руководством Г. Форда инженеры Ю. Фаракас и Й. Галамба.

ТТХ "Фордзон-Путиловец" были следующими:

Мощность двигателя 20л.с. при 1тыс. об./мин.

Масса 1,5т

Годовой ресурс работы 500-600 моточасов/год.

Скорость запашки 0,25га/ч при глубине 15см.

Расход топлива 22кг/га

Расход масла 2,12кг/га

Скорость 10,6км/ч

Главный недостаток трактора - склонность задирать нос под нагрузкой, что приводило иногда к "вставанию на дыбы" и даже опрокирыванию назад.

Для развёртывания производства было выделено: Кап. вложений- 12мл. руб. и 5тыс рабочих. Планировалсь выпускать 1тыс тракторов в мес или 33шт/сутки. Проведена полная реконструкция одного из цехов. Итого по плану на 1 трактор должно было затрачиваться 151,5чел/день. Стоимость оригинал в США от 880 до 395долл. (1700-590руб). Отпускная цена Фордзон - Путиловец была установлена в 1900руб, но реальная себестоимость составляла порядка 4 тыс руб. Это видимо расчетная себестоимость. Таким образом изначально производство было планово убыточным с планируемым годовым убытком в 24мл. руб. год. Для освоения производства в США было закуплено 7тыс. машинокомпектов, содержавших все необходимые детали для сборки 7тыс. тракторов.

Реальные годовые объёмы производства тракторов были следующиии:

1924 - 74шт

1925 - 422шт

1926 - 342шт ( в среднем 28,5шт/мес)

1927 - 1115шт.

1928 - 3000шт..

1929 - 8935шт.

На плановую мощность завод вышел только в 1931г.

Для сравнения на организацию выпуска трактора "Карлик" 5шт/сут было затрачено всего 120тыс. руб. На эту сумму в Германии было преобретено 64 станка. На предприятии "Возрождение" работало 132чел.

Итого фактичнская трудоемкость изготовления трактора "Карлик" - 22,6чел/дня.

Цена трактора "Карлик" 1600руб. При единичном и 850руб. при серийном производстве.

В отдельных истчниках есть данные о том что Фордзон - Путиловец имел себестоимость порядка 7тыс руб. Можно очень грубо прикинуть: если "Карлик" при 22,6ч/д стоил 850руб то "Фордзон-Путиловец" при 151,5ч/д т. е при трудоемкости в 7раз выше должен и стоить порядка 5,6-7тыс руб, даже без анализа стоимости станкочасов. Которая должна быть в 16 раз больше чем у "Карлика". Ведь удельные затраты на выпуск 1ед. продукции в смену у "Путиловца" был в 15раз больше.

Тем не менее к 1933г страна все же получила столь необходимую ей технику.