Вспомнилось, что в браузере есть отдельная папочка, куда складывались всякие замечательные произведения современного искусства из социальных сетей. Которые вполне подходят под формат этот дзен-канала и вызвали искреннее восхищение.
И вот, оказывается, где-то на просторах русскоязычного культурного поля существует коллектив Fire Granny с прекрасным музыкальным альбомом (?) «Колобок».
Хотя, признаться честно, лично мне больше всего понравилась партия Лисы.
Старая недобрая сказка
Многие забывают, что знаменитые сказки, мягко говоря, не вполне детские. Но кто-то делает на их основе мрачные мультики, как это было в Советском Союзе. Кто-то – пародийную солянку, как случилось с серией о трёх богатырях от студии «Мельница».
Однако впервые встретилось произведение по сказке, которая сама по себе не очень подстраивалась под детскую аудиторию (рассказы про пожирание говорящего хлеба искренне пугали). А тут ещё поверх накрутили актуализацию – с точки зрения русского языка.
Несмотря на такую вот картинку, как на скриншоте выше, повествование ничуть не отходит от оригинального сюжета. Просто персонажи используют специфический сленг, но – и только. Из-за чего произведение воспринимается более современным. И есть в этом сочетании классики и постмодерном что-то очаровательное.
Хотя не могу не признать: предложенные музыкантами образы пугающие. И в ролике, и по сути. Но, если сильно хочется, в этом можно уловить какую-нибудь поучительную отсылку на современное общество потребление (в лице Зайца).
Часть с волком была даже забавной. История с каждым разом всё больше развивается: потому что Колобок в рамках альбома – как и в сказке – упоминает прежних врагов, но делает это более... поэтично? Многословно? В любом случае, получается красиво.
Есть своеобразное guilty-pleasure в прослушивании подобного контента.
Вроде бы, и стыдно (почему?) слушать. И какое-то всё слишком винтажно-модерновое. Но насколько же талантливо написано, исполнено и сочетается с визуальным рядом!
К разговору о том, что критикую того же «Хрусталёв, машину!»
Извините, но арт-хаус может быть разным. Вот, сказка про Колобка – идеальная реализация, которая создаёт самобытное, узнаваемое произведение искусства, причём не пытается паразитировать на знаковых событиях, явлениях и личностях.
Партия Лисы – отдельный шедевр.
Возможно, потому что лишь в этой части сказки появляется женский вокал. Или потому что Лису превратили из просто жизненных неурядиц (как то было с Зайцем, Волком и Медведем) в некое воплощение экзистенциальной угрозы.
В настолько глобальное бедствие, с которым просто невозможно справиться. Потому что оно – стихия, воплощение природы, чёрная дыра, поглощающая звёзды.
На кадре выше, если откатить на пару секунд назад, всё пространство будет заполнено смотрящими на жертву из пустоты бесчисленными глазами. Буквально, лавкрафтианский ужас. И это... чудесно.
Гениальное современное искусство
Чтобы поддержать формат канала...
От меня альбом «Колобок» 2020 года получает 10 баллов из 10 за гениальный сплав классики, философской традиции и творческого свободомыслия.
Музыкальную сказку интересно разглядывать сразу с двух сторон:
- как попытку продемонстрировать единство самых разных произведений (русской народной сказки, ужасов Лавкрафта, музыкального эксперимента и т. п.) – каждый из которых нередко передают один и тот же смысл, просто делают это по-своему, и лишь в рамках подобных альбомов можно увидеть сходство;
- как попытку смешать разные произведения и жанры – чтобы слушатели получили возможность увидеть, насколько прекрасным может быть синтез, творческий эксперимент по смешиванию доселе разделённого.
На самом деле, очень и очень редко встречаются произведения, которые вызывают у меня такой восторг.
И отдельно ссылка на песню Лисы.
Нужно ли это слушать всем? Естественно, нет.
Более того, многим может быть просто неприятно слушать такую музыку: и как музыку, и как сказку, и как стихотворное произведение, и как мешанину современного сленга с философскими концепциями. Но если рискнёте... возможно, откроете для себя нечто новое?
P. S. до сих пор ползают кругами от восторга, когда переслушиваю. Это же чудо, ЧУДО!