Найти тему
Мама Игоря

Fire Granny «Колобок» (2020): хтоническая музыкальная сказка

Оглавление

Вспомнилось, что в браузере есть отдельная папочка, куда складывались всякие замечательные произведения современного искусства из социальных сетей. Которые вполне подходят под формат этот дзен-канала и вызвали искреннее восхищение.

И вот, оказывается, где-то на просторах русскоязычного культурного поля существует коллектив Fire Granny с прекрасным музыкальным альбомом (?) «Колобок».

Хотя, признаться честно, лично мне больше всего понравилась партия Лисы.

Обложка альбома «Колобок» (2020)
Обложка альбома «Колобок» (2020)

Старая недобрая сказка

Многие забывают, что знаменитые сказки, мягко говоря, не вполне детские. Но кто-то делает на их основе мрачные мультики, как это было в Советском Союзе. Кто-то – пародийную солянку, как случилось с серией о трёх богатырях от студии «Мельница».

Однако впервые встретилось произведение по сказке, которая сама по себе не очень подстраивалась под детскую аудиторию (рассказы про пожирание говорящего хлеба искренне пугали). А тут ещё поверх накрутили актуализацию – с точки зрения русского языка.

Колобок мчит на свободу
Колобок мчит на свободу

Несмотря на такую вот картинку, как на скриншоте выше, повествование ничуть не отходит от оригинального сюжета. Просто персонажи используют специфический сленг, но – и только. Из-за чего произведение воспринимается более современным. И есть в этом сочетании классики и постмодерном что-то очаровательное.

Вечноголодный зайчик
Вечноголодный зайчик

Хотя не могу не признать: предложенные музыкантами образы пугающие. И в ролике, и по сути. Но, если сильно хочется, в этом можно уловить какую-нибудь поучительную отсылку на современное общество потребление (в лице Зайца).

Пугающий волк-законник
Пугающий волк-законник

Часть с волком была даже забавной. История с каждым разом всё больше развивается: потому что Колобок в рамках альбома – как и в сказке – упоминает прежних врагов, но делает это более... поэтично? Многословно? В любом случае, получается красиво.

Пугающий психоделический медведь
Пугающий психоделический медведь

Есть своеобразное guilty-pleasure в прослушивании подобного контента.

Вроде бы, и стыдно (почему?) слушать. И какое-то всё слишком винтажно-модерновое. Но насколько же талантливо написано, исполнено и сочетается с визуальным рядом!

К разговору о том, что критикую того же «Хрусталёв, машину!»

Извините, но арт-хаус может быть разным. Вот, сказка про Колобка – идеальная реализация, которая создаёт самобытное, узнаваемое произведение искусства, причём не пытается паразитировать на знаковых событиях, явлениях и личностях.

Горизонт событий Лисы
Горизонт событий Лисы

Партия Лисы – отдельный шедевр.

Возможно, потому что лишь в этой части сказки появляется женский вокал. Или потому что Лису превратили из просто жизненных неурядиц (как то было с Зайцем, Волком и Медведем) в некое воплощение экзистенциальной угрозы.

В настолько глобальное бедствие, с которым просто невозможно справиться. Потому что оно – стихия, воплощение природы, чёрная дыра, поглощающая звёзды.

На кадре выше, если откатить на пару секунд назад, всё пространство будет заполнено смотрящими на жертву из пустоты бесчисленными глазами. Буквально, лавкрафтианский ужас. И это... чудесно.

Гениальное современное искусство

Чтобы поддержать формат канала...

От меня альбом «Колобок» 2020 года получает 10 баллов из 10 за гениальный сплав классики, философской традиции и творческого свободомыслия.

Музыкальную сказку интересно разглядывать сразу с двух сторон:

  • как попытку продемонстрировать единство самых разных произведений (русской народной сказки, ужасов Лавкрафта, музыкального эксперимента и т. п.) – каждый из которых нередко передают один и тот же смысл, просто делают это по-своему, и лишь в рамках подобных альбомов можно увидеть сходство;
  • как попытку смешать разные произведения и жанры – чтобы слушатели получили возможность увидеть, насколько прекрасным может быть синтез, творческий эксперимент по смешиванию доселе разделённого.

На самом деле, очень и очень редко встречаются произведения, которые вызывают у меня такой восторг.

И отдельно ссылка на песню Лисы.

Нужно ли это слушать всем? Естественно, нет.

Более того, многим может быть просто неприятно слушать такую музыку: и как музыку, и как сказку, и как стихотворное произведение, и как мешанину современного сленга с философскими концепциями. Но если рискнёте... возможно, откроете для себя нечто новое?

P. S. до сих пор ползают кругами от восторга, когда переслушиваю. Это же чудо, ЧУДО!