У меня было три попытки пробить стену непонимания, возведённую природой между мной и оперой, но все они провалились.
Начну с того, что я заядлый театрал.
После того, как был пересмотрен весь репертуар Горьковского драматического театра и почти всех гастролёров, я решил поддаться на уговоры жены и посетить оперу.
Нужно сказать, что первые впечатления от этого культурного явления, у меня камнем на душу упали ещё в детстве, когда нас классом водили на бессмертное произведение Прокофьева - "Повесть о настоящем человеке".
Представьте себе... сцена... поролоновые ёлки, пенопластовый снег...
На пузе выползает мужик на середину сцены и опираясь на руку, поднимает шишку... поёт:
"... во-о-о-от ши-и-и-ишка-а-а-а... се-е-е-е-е-йчас я её-ё-ё-ё съе-е-е-ем....."
или
" - Отрежем, отрежем, Маресьеву ногу!
- Не надо, не надо - я должен летать!
- Мне ваша гангрена внушает тревогу! Готовьте же скальпель, пора начинать..."
Нормально для третьего класса?
Вот с таким багажом я пришёл на "Тоску".
Надо говорить, что из- за неправильного ударения, при прочтении названия, я приготовился смотреть нудятину?
Думаю все догадались...
Ничего не помню!
Видимо мозг, заботясь о моём рассудке, постарался стереть эти впечатления...
Но память о втором посещении он решил зачем - то оставить...
Жребий пал на "Царскую невесту".
Это был первый ряд (ЗАЧЕМ?!?).
Сцена.
Марфа.
По либретто ей 18 лет, она чахнет от болезни...
По факту - тётка 100 на 100 (кг. / годы) и болезни её боятся как "Оцилокакцинума"!
В суровой реальности, тех самых 18 лет, о которых так нагло врали в либретто, ей в аккурат не хватало до заветных ста - возраста перехода оперных див в цветочных феи.
Ресницы у прототипа были накрашены так, что когда Марфа моргала, стоя на краю сцены, в оркестровой яме у музыкантов перелистывало ноты, а у гобоя их сдувало с пюпитра.
Я краем глаза наблюдал за её жизнью на сцене, где она в светёлке, сидя у оконца, вяло теребила плат в восемнадцатилетних, морщинистых руках и закатывала очи долу.
В какой - то момент я через - чур увлёкся либретто, пытаясь разобраться что - к чему, ведь не фига же не понятно, что, кого и как... она меня застала в расплох и наказала... Запела...
Ну, вот зачем...
Этот вой круизного лайнера в густом тумане, когда капитану приснился айсберг накануне... вжимает в кресло и заставляет каяться, в надежде на быструю смерть...
"Марфуша... не пой! Я готов не требовать билет назад... только не пой!" - этот внутренний диалог с монстром бился не затянутым родничком у меня под черепом...
Паническая атака длилась недолго...
Помог царь - батюшка.
Видимо она и его допекла, потому - что он ворвался в светёлку бешеным тепловозом и постарался её перекричать
Чем он аргументировал, я так и не понял, поскольку в своей вокальности он от неё не далеко ушёл, но думаю, что он авторитетно требовал осушить этот бурлящий страстями фонтан...
Он был убедителен! Она слиплась...
Я ушёл долго курить...
Вы знаете как хорошо впорхнуть в привычную обстановку вечернего города, полного огней, затянуться бодрящим дымком, с наслаждением думая о том, что где - то, прямо сейчас, Марфа уже слизывает яд...
Третий раз случился через много лет. Я убедил себя, что первых два подхода не считаются, поскольку глуп был и не развит, а за те тридцать лет, что прошли с Марфиного бенефиса я постиг дзен и стал вещим... самое время восполнить пробелы.
Это был "Борис Годунов" в версии "Геликон - оперА"...
Что сказать... оказывается годы ничего не решают...
Трепета не случилось, вокал не поразил, да в добавок ко всему в конце вышел мужик в смокинге и последние рулады он заканчивал с самодержцем на пару... ох уж эти Московские штучки... ну не дошло у них до свального греха, по последней моде на сцене и то хорошо.
Так и живём мы с оперой на одной планете не пересекаясь и уже вряд ли когда - нибудь сделаем четвертую попытку...