Поскольку многие винные аукционы традиционно зависят от очных мероприятий, можно было бы предположить, что пандемия затормозит отрасль. Вместо этого она резко увеличила продажи.
«Это один из самых неистовых и активных рынков, которые я видел за 20 с лишним лет своей работы», - говорит председатель совета директоров Acker Wines Джон Капон. «Это просто невероятный спрос, и он продолжает расти».
На аукционе Acker, состоявшемся ранее этой осенью, 6 из 10 лучших лотов побили рекорды. Ставки на некоторые вина сейчас на 50-100% выше, чем в начале пандемии, а в целом продажи с января по октябрь 2021 года выросли на 33% по сравнению с прошлым годом.
«Мы были поражены тем, насколько устойчивым был рынок и насколько активным он оставался», - говорит Капон о 2020 годе. «В 2021 году в первые шесть месяцев он вышел на совершенно другой уровень, а затем наступила осень, и он вышел на еще более высокий уровень».
ОЦИФРОВКА И ИЗМЕНЕНИЕ ДЕМОГРАФИИ
Что привело к такому ажиотажу? Все просто: пандемия заставила многие аукционные дома радикально изменить методы ведения бизнеса.
«Мы стали в первую очередь цифровой компанией», - говорит Джейми Ричи, глава винного отдела Sotheby's по всему миру. Раньше нормой были очные аукционы. Теперь Sotheby’s сочетает в себе только онлайн-аукционы, живые аукционы без физического присутствия и живые аукционы с посетителями, где люди также могут участвовать онлайн.
«Раньше мы проводили примерно 25-30 живых аукционов в год», - говорит Ричи. «Сейчас мы проводим около 60 аукционов, и все они в значительной степени цифровые».
Компания WineBid.com, расположенная в Сиэтле, проводит онлайн-аукционы с момента своего основания в 1996 году. Они тоже заметили изменения.
«Мы определенно наблюдаем значительный рост числа покупателей и продавцов, которые переходят на цифровые технологии», - говорит генеральный директор Русс Манн. Этот переход к онлайн-покупкам повлиял на то, кто принимает в них участие.
«Благодаря пандемии и продавцы, и покупатели стали моложе, разнообразнее и глобальнее», - говорит Манн.
Ричи согласен с мнением об оцифровке. «Это действительно привело к появлению более молодой аудитории», - говорит он. В Sotheby's 75% новых покупателей моложе 50 лет, говорит Ричи, а 43% - моложе 40 лет. Оцифровка также изменила то, что предлагается и как.
«Наша старая модель заключалась в том, что мы собирали большое количество недвижимости и выставляли ее на живые торги», - говорит Ричи. «В цифровом мире это позволяет нам быть гораздо более гибкими». Это может включать в себя работу с небольшими или более целенаправленными коллекциями, а также более быстрое и частое представление предложений.
БУРГУНДСКОЕ ВИНО И СПИРТНЫЕ НАПИТКИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РОСТ
Еще одним изменением стало возвышение Бургундии. Хотя эта тенденция началась еще до пандемии, последние 20 месяцев ускорили подъем региона.
«Бордо и Бургундия - две супердержавы, но Бургундия стала супердержавой», - говорит Капон. Он говорит, что пять лет назад Бордо занимало 50% рынка. Теперь это делает Бургундия. «Это своего рода сальто-мортале».
В то время как Бургундия в целом сильна, Domaine de la Romanée-Conti является пресловутым слоном в аукционном зале. На аукционе Sotheby's этот производитель составил 48% от общего объема продаж бургундских вин в долларовом выражении в 2020 году и 20% от общего объема продаж вин.
Но не только Бургундия процветает на аукционах. Спиртные напитки также демонстрируют резкий рост. Пять лет назад они составляли всего 1% от продаж на Sotheby's. Сегодня их доля составляет 19%, а средняя цена бутылки на аукционе в 2020 году достигла невероятных 7 058 долларов (вино стоило 686 долларов). Многие из этих продаж приходятся на Азию, на которую приходится в общей сложности 85% стоимостного объема продаж спиртных напитков Sotheby's.
«Они двигают рынок», - говорит Ричи. Акер также отмечает значительный рост продаж спиртных напитков и теперь проводит ежемесячный аукцион.
«Этот рынок взрывается», - говорит Капон. «Здесь огромный рост и огромный потенциал».
РЫНОК ИЗМЕНИЛСЯ НАВСЕГДА
В целом, пандемия привела к тому, что людям стало гораздо удобнее покупать и продавать вино через Интернет. Результаты для отрасли весьма значительны.
«Я бы сказал, что с начала пандемии мы, вероятно, ускорили процесс покупки вина через Интернет на 5-10 лет, и не только на аукционах», - говорит Манн. «Пандемия заставила винодельческие компании, розничных торговцев и аукционистов улучшить свою игру в цифровом формате».
Пандемия также сильно изменила благосостояние. В то время как многие испытывали трудности, другие получили огромную прибыль.
«Подавляющее большинство состоятельных людей стали еще богаче во время пандемии», - говорит Ричи. «И в результате они готовы тратить больше денег на то, что им нравится».
Люди также изменили свои привычки в потреблении алкоголя, стали чаще пить вино дома, а не в ресторане, а также потреблять более качественное вино и в большем количестве. Поскольку многие теперь могут спокойно покупать и продавать вино через Интернет, тектонические сдвиги на аукционном рынке, вероятно, продолжатся в ближайшие годы.
«Я вижу, что рынок аукционных вин и вин для перепродажи по фиксированным ценам будет продолжать активно расти, поскольку людям становится все проще и проще выставлять вина на аукцион или для перепродажи», - говорит Манн. «Я думаю, что скорость торгов будет расти, причем не только в отношении высококачественных вин Бордо и Бургундии, а также вин инвестиционного качества, но и вин среднего ценового диапазона - от 40 до 50-250 долларов».