МИСТИКА, МИСТИЦИЗМ (от греч. mystikos –"таинственный") – означает:
1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.
2) В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности, возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания – божеством.
Мистические мотивы присущи многим течениям современной философии, обнаруживаясь даже в сугубо ее рационалистических, научных направлениях.
КАББАЛА (древнеевр. – "предание, традиция", от каббел – "получать") – мистическое учение и мистическая практика, сохранявшаяся первоначально устным преданием.
Мнения о древности каббалы расходятся более чем на 3 000 лет – от эпохи Авраама и до XIII в. н.э. Согласно одной версии происхождения каббалы (вавилонский талмуд), Господь сообщил Моисею на Синае, кроме известных законов, ещё многое, о чём могли знать только посвящённые. Путём устной передачи божественное слово сохранилось внутри тесного круга.
Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на каббалу в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании этого учения по крайней мере около Рождества Христова.
Главные письменные памятники каббалы – Сефер Иецира (Книга создания) и Зоар(Блеск). После изгнания евреев из Испании (1492 г.) каббала получила широкое распространение не только среди евреев, но и среди христиан и мусульман. Христианские учёные Европы стремились синтезировать каббалу с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеческой религии.
В настоящее время каббала как наука предлагает свой способ исследования мира развитием дополнительных способностей человека.
ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnostikos –"познающий, знающий", gnosis — "познание, знание") – религиозно-мистическое течение поздней античности и Средневековья, возникшее в I в. н.э. в районе Ближнего Востока (Сирии или Самарии) или в Александрии. Для гностицизма характерен обобщённый синтез различных восточных верований (иудаизма, зороастризма, вавилонских и египетских религий), христианства, греческой философии и мистериальных культов.
Гностицизм отрицает два принципа, утверждаемых Библией – один принцип, согласно которому мир был создан благой и разумной причиной; и другой – утверждающий, что мир был создан для живущих в нем людей, а люди – для этого мира. Гностицизм утверждает, что мир плох, а человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящего от верховного божества.
Согласно одной из систем гностицизма мир лишен знания о вечной жизни, он слепо стремится не зная куда; он полон печали, но не знает ее причины. В каждом человеке наличествует две души, высшая, свободная, и низшая, подчиненная судьбе.
Центральное место в учении гностицизма занимает человек, как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является творением темных сил мира, но по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божественная субстанция часто принимает форму самостоятельной ипостаси “Первочеловека”. Душа инородна плоти и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере. В гностицизме существует и тройственное разделение человека на “духовное”, “душевное” и “телесное”.
Суть гносиса заключается в ответе на следующие вопросы: "Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?". Познание человеком своего внутреннего "Я" делает возможным и познание мира, того, "что есть, что было и что будет". Такое всеобъемлющее знание доступно немногим и дарует человеку спасение. В гносисе человек преодолевает свою расщепленность, и через человека происходит восстановление в мире распавшейся гармонии.
МАНИХЕЙСТВО – религиозно-философское учение, некогда широко распространенное на Востоке и Западе.
Родиною манихейства была Месопотамия, основателем – Сураик, сын Фатака. Он известен он под своим почетным прозванием: Мани – значит дух или ум.
Выступив в 238 г. с проповедью собственного учения, Мани обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром I. После чего он долго путешествовал в Индии, Восточном Туркестане и, по некоторым известиям, даже в Китае, проповедуя с успехом.
Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:
“Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, чрез посланных Божиих. Так в один круг времени пришло это истинное учение чрез посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Заратушта (Зороастра) – в стране персидской; еще в другое – через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской”.
Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или — к свету и тьме.
Божество по мнению Мани имеет пять нравственных атрибутов – любовь, вера, верность, мужество и мудрость.
Взгляд Мани на Христа представляет некоторые противоречия. По одним указаниям, небесный Христос действует чрез человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим — человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачною видимостью человека.
Манихейство после своего открытого распространения в III и IV вв., существовало долгое время тайным образом и на Востоке продержалось (в чистом виде) до Х или IX в.
ТЕОСОФИЯ (от греч. theos – "бог" и sophia –"мудрость") – религиозно-мистическое учение Елены Петровны Блаватской (1831-1891). В 17 лет Блаватская отправилась посмотреть мир и в течение 12 лет путешествовала по Европе, Америке и Азии, посетив, в частности, Грецию, Индию, Цейлон, Египет, Японию, Китай. Конечной целью её странствий стал один из Ашрамов Тибета, куда ей удалось попасть после третьей попытки в возрасте 33 лет. Последующие 7 лет, вплоть до 1870 г. Елена Петровна, по её собственным словам, провела у Махатм и была посвящена в их тайны.
Учение Блаватской объединяет различные вероисповедания через раскрытие общности сокровенного смысла всех религиозных символов и претендует на роль “универсальной религией”, не связанной какой-либо определенной догматикой. Конечная цель человека – достижение оккультного “знания” и сверхъестественных способностей – осуществляется благодаря наличию тайной традиции немногочисленных “посвященных”, или “мастеров”, активно способствующих духовной эволюции человека.
Согласно учению Блаватской, существует разум более высокий, чем человеческий, который представлен Махатмами, Великими Учителями человечества. Сама она была избрана ими, чтобы нести Великое Откровение людям Запада. Ее перу принадлежат “Тайная доктрина”, “Разоблаченная Изида”, “Ключ к теософии” и другие сочинения, написанные в мистическом ключе.
В широком смысле слова ТЕОСОФИЯ – это мистическое богопознание. Некоторые исследователи относили к теософии: гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений XVI – XVIII вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции. Немецкий Философ Шеллинг употреблял термин теософия для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии. А русский религиозный философ Владимир Соловьев подразумевал под теософией“ цельное знание” – высший синтез рационального знания с мистическим. Он считал, что философская теософия должна быть продуктом критической мысли, опыта и мистического откровения.
МИСТИКА ДРУИДОВ
Друиды (кельт. – мудрейшие) – жрецы у кельтических народов в древней Галлии и Британии.
Некоторые данные указывают, что кельты впервые появились в Малой Азии, откуда переправлялись к северу Черного моря. Несомненно их близкое соприкосновение со скифами. Имеются исторические свидетельства, что часть кельтов около 631 г. до Р.Х. с равнин Днестра была отброшена скифами к Дунаю и Рейну. "Следы" кельтов встречают и у Балтийского моря, у моря Немецкого, и, наконец в нынешней Ирландии и Франции. В большинстве своем это ритуальные сооружения друидов.
Считается, что друиды являются создателями Стоунхенджа – комплекса из огромных камней на юге Центральной Англии.
Стоунхендж I (старый Стоунхендж) был построен около 3 500 лет до н.э. А современный Стоунхендж был закончен около 1 500 лет до н.э., то есть приблизительно за 100 лет до зарождения Кельтской цивилизации. Это является достаточным доказательством того, что друиды не являлись создателями Стоунхенджа. Однако они могли отправлять здесь свои ритуалы и заниматься астрономическими наблюдениями. Иными словами, друиды могли использовать эти сооружения, хотя сами и не создавали их.
Читайте на сайте Kharit.ru