Найти тему
1,7K подписчиков

Меня пленяет трудность как таковая

Умственная. Наверно, это – привычка со школы. Там учитель математики то и дело устраивал в классе гонки, кто раньше решит задачу. И я часто бывал победителем. А класс был спортивный. Одна девочка стала чемпионкой мира. Я же по физкультуре получал сплошные двойки. Учителю, наверно, велели мне что-то где-то приписать, чтоб я смог получить аттестат зрелости. Больше ни в одном проявлении жизни мне не сопутствовала удача, кроме одной: открывать скрытый художественный смысл произведения искусства. Чему я научился в порядке самообразования. Оно же отвадило меня от получения официального образования на этот счёт и от попыток публиковаться (пока интернет не появился). А когда он появился, там быстро стало возможно публиковаться бесконтрольно. Что способствовало самомнению, что победы мои в толковании – настоящие, а не самообманные. И вот их у меня неисчислимые тысячи. И мне всё неймётся их одерживать снова и снова. Как наркотическая зависимость.

Вот сейчас по ТВ услышал стихотворение Симонова. Плохо расслышал. Нашёл его в интернете. Прочёл. И – слеза в конце чуть не прошибла. И возникла задача: почему?

Атака

Когда ты по свистку, по знаку,

Встав на растоптанном снегу,

Готовясь броситься в атаку,

Винтовку вскинул на бегу,

.

Какой уютной показалась

Тебе холодная земля,

Как все на ней запоминалось:

Примерзший стебель ковыля,

.

Едва заметные пригорки,

Разрывов дымные следы,

Щепоть рассыпанной махорки

И льдинки пролитой воды.

.

Казалось, чтобы оторваться,

Рук мало — надо два крыла.

Казалось, если лечь, остаться —

Земля бы крепостью была.

.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,

Пускай лежать здесь много дней.

Земля. На ней никто не тронет.

Лишь крепче прижимайся к ней.

.

Ты этим мыслям жадно верил

Секунду с четвертью, пока

Ты сам длину им не отмерил

Длиною ротного свистка.

.

Когда осекся звук короткий,

Ты в тот неуловимый миг

Уже тяжелою походкой

Бежал по снегу напрямик.

.

Осталась только сила ветра,

И грузный шаг по целине,

И те последних тридцать метров,

Где жизнь со смертью наравне!

1942 г.

Каждый раз поначалу бесконечно трудно задачу эту решать.

Но у меня появились приёмы… Один совсем подлый для дела новизны: аналогия. Она новую задачу превращает в старую. – Обычно подсознательный идеал, вдохновляющий поэта, остаётся с ним на всю жизнь одним и тем же. Если поэт обычный. У гениев, наверно, их больше (Пушкин сменил их раз 12). – А я уже много с кем из поэтов разбирался. Так, если я и с Симоновым когда-то разбирался, то есть шанс, что там у него тот же идеал, что и в этом вот стихотворении. – Я проверил: уже разбирал (см. тут). Одно, 1937-го года. Идеал мудрого успокоения духа времени после взбудораженных годов. Как бы барокко.

Тут сразу пришло в голову, что Симонов таки настоящий поэт. И то, и это стихотворение написаны совсем по неспокойному поводу. То есть поэт шёл по пути наибольшего сопротивления. Тогда – по поводу гражданской войны в Испании, теперь – по поводу Великой Отечественной войны. – Для Симонова прошло время личного выбора, за кого быть во всемирном движении истории к коммунизму. Он для себя выбрал путь Сталина – централистский социализм. То ничего, что в первом стихотворении до конца гражданской войны было в 37-м ещё 2 года, и что до конца Великой Отечественной в 42-м было ещё чёрт-те сколько. Магистральное движение Истории для Симонова было ясно – оно сталинское. Можно было душой успокоиться. И – воспевать это душевное спокойствие. И там и тут.

Чем это выражено тут?

Казалось бы, катарсически – столкновением личной естественной трусости (мысленно остался в окопе на «Секунду с четвертью») и так называемой интроекцией. Это такой механизм психологической защиты при стрессовом состоянии. «Человек безоговорочно принимает позицию других людей, доверяет авторитетному мнению…» (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/). Здесь – авторитету «ротного свистка»: «тяжелою походкой / Бежал», «сила ветра, / И грузный шаг».

Но это только «казалось бы». Ибо – в прошедшем времени всё (и «уютной показалась», и «Бежал… Осталась»), в воспоминании. И это слезу не выбивает.

А вот когда тебя вводят во время будущее: «И те последних тридцать метров, / Где жизнь со смертью наравне!»… Вот тут-то и происходит подлинное столкновение противочувствий: неслучившегося прошлого с неслучившимся будущем. И рождает катарсис о настоящем: это – не жизнь! Так жить нельзя!

Как и то, давнее, барокко, возникшее от непереносимости столетней религиозной войны Реформации и Контрреформации.

Катарсис же часто сопровождается слезами. Это то единственное, что проникает в сознание восприемника, не умеющего открывать художественный смысл произведения неприкладного искусства.

Вставившие декламацию этого стихотворения в ТВ как бы на то и рассчитывали. Мода-де – патриотизм, героизм, люди и подумают, что это – патриотическое стихотворение. Люди его так и переживают. Тем более, что слезу ж выбивает почему-то. Разобраться не могут. Относят на счёт патриотизма.

А я, патриот, зачем такую контру публикую?

С дальним прицелом. Человек, освоивший такое глубокое проникновение в произведение неприкладного искусства не поддастся так называемому ментальному плену. Это словосочетание родилось вчера на передаче «Время покажет», посвящённой цели, с какой укронацисты устраивают налёты на Москву, Белгород и т.д. Цель, оказалась – настроить россиян против власти. Почему-де слабо воюем. Долой Путина!

Так вот я надеюсь, что, воспитав глубину постижения искусства, я приму участие в спасении России от угрозы её существованию, путём развала изнутри.

А ещё приятна очередная победа толкователя. Убейте меня, если я знал, что у меня получится час тому назад.

2 июня 2023 г.

Умственная. Наверно, это – привычка со школы. Там учитель математики то и дело устраивал в классе гонки, кто раньше решит задачу. И я часто бывал победителем. А класс был спортивный.