Если вы хотите гарантированно получить удовольствие от путешествия выходного дня, отправляйтесь в подмосковную Коломну.
Коломна – не только город с богатой историей, но и место притяжения гурманов. Всем известна коломенская пастила, производство которой в 2008 году возродили две подруги Наталия Никитина и Елена Дмитриева. Восстановление старинного рецепта оказалось судьбоносным для города: пастила стала настоящим брендом Коломны, её появление увеличило поток туристов в 5 раз.
Позже дороги подруг в бизнесе разойдутся, это приведёт к тому, что сейчас в городе есть Музей Коломенской пастилы и Музейная фабрика пастилы. На театрализованной экскурсии в Музейной фабрике и дегустации мы побывали три года назад. Полученные впечатления я описала в этой статье.
В этом году мы решили попробовать второй коломенский деликатес – калачи. В калачне также проводят экскурсии, дегустации и мастер-классы. Но перед этим мы поднялись на стены коломенского кремля (читайте здесь) и узнали все его тайны (смотрите здесь).
Считается, что впервые калачи названы так в Муроме в XIII веке. Именно Муром считается родиной калача. После присоединения Муромского и Нижегородского княжеств в XIV лакомство появилось в столице. А Москва уже прославила угощение по всему миру, потому что им потчевали послов и дорогих гостей из разных стран. Тогда, вероятнее всего, калач ещё был «колачём», родственником колобка («коло» – круг, шар, отсюда слова «колесо», коловорот», «около», «колокол» и многие другие).
Калач – пшеничная булочка, по форме напоминающая замок или гирю. Пшеничный хлеб на Руси всегда был дорогим, так как пшеница, из которой можно выпекать калачи или ситный хлеб, вызревала только в южных областях Руси и её транспортировка была дорогой.
«Чай да калач – так обедает богач », - гласит русская пословица, так что именно калач – первый национальный фастфуд. Позволить себе такой перекус мог только купец, состоятельный мещанин, опричник или стрелец, состоящий на государевой службе.
Торговали калачами, как и другими товарами, обособленно. Так появились калашные ряды. Это объясняет поговорку «со свиным рылом в калашный ряд»: мясные субпродукты – еда бедняков, тогда как калач – дорогое угощение. На карте Москвы есть Калашный переулок – улица, где работали и селились калачники.
Дороговизна калачей ещё объясняется сложным процессом производства. Если для приготовления ситного хлеба достаточно муку два раза просеять через сито, то для калача это нужно сделать семь-восемь раз, чтобы тесто стало насыщенным кислородом. Кроме того, нужно взять два сорта муки (один из них очень дорогой – «крупчатка»), приготовить опару и вымешивать, вернее, выкатывать тесто на специальном ледяном столике. Внизу у такого столика поддон со льдом, а поверхность чугунная. Выкатывать, или, как говорили мастера, тереть нужно было долго. Отсюда выражение «тёртый калач», то есть бывалый, опытный человек.
Калач только по форме похож на замОк, а по названиям частей – на человека, ведь состоит он из животика, нависающей губы и ручки. Губа – небольшой надрез на животике, чтобы именно в этом месте выходил кислород, не нарушая формы изделия. Перед размещением калача в печи губу присыпали мукой – «закатывали». Поскольку выпекают лакомство при температуре 350 градусов, начинку можно было положить незадолго до подачи: «раскатать губу» и добавить мёд, паштет, мясную начинку. В Коломне, например, особой популярностью пользуются калачи с гусем. Даже смотреть на это аппетитно! И, конечно, становится понятным выражение «раскатать губу», то есть иметь слишком большие притязания.
Чтобы съесть калач, нужно держать его за ручку. Поскольку обед у купца в середине рабочего дня, руки могли быть и не очень чистыми, поэтому ручку не ели, а отдавали нищему или собаке, ведь большой грех – выбрасывать хлеб. Таким образом, «дойти до ручки» означало скатиться до крайней бедности или потерять человеческое достоинство.
Вот сколько интересного узнали мы в коломенской Калачне. Музей в этом году празднует 10-летний юбилей. В нём прекрасно всё: и театрализованная экскурсия, и дегустация, и хлебная лавка, и кафе.
А калачи уже давно наше национальное кулинарное достояние, не случайно говорится: «Жива душа калачика чает».