На политической карте мира можно найти не так много государств, которые выпускают собственные самолёты. А если речь заходит о самолётах боевых, то тем более. Такие государства можно пересчитать по пальцам. Дело в том, что для выпуска летательных аппаратов военного назначения необходима развитая конструкторская школа, имеющая многолетнюю историю.
Одной из немногих стран, выпускающих современные боевые самолёты остаётся Швеция. Пока остаётся, но об этом немного попозже. Примечательно, что военное авиастроение этой скандинавской страны насчитывает всего несколько десятилетий. До Второй мировой войны и в первые послевоенные годы Швеция, до недавнего времени формально оставшаяся нейтральной, предпочитала покупать боевые самолёты за границей. Своих просто почти не было.
Несмотря на закупки техники за рубежом, шведская авиастроительная отрасль продолжала медленное и поступательное развитие. Не став слепо копировать европейские и американские разработки, шведы пошли своим путём. И у них получилось. Один только их Viggen, снятый с вооружения аж в 2005 году, только чего стоит. Между прочим, первый в мире реактивный боевой самолёт, построенный по аэродинамической схеме "утка".
В настоящее время авиастроительные предприятия Швеции выпускают уже боевой самолёт 4-го поколения. Это многофункциональный лёгкий истребитель Saab JAS 39 Gripen. Первый лётный прототип этой машины поднялся в воздух в 1988 году, а в 1997 году самолёт был принят на вооружение шведских ВВС. За годы производства было выпущено 264 "Грипена" в различных модификациях. Особо необходимо отметить, что все потребности ВВС Швеции в боевых самолётах закрыты машинами собственного производства. Никаких французских "Рафалей", собранных коллективом стран Европы "Еврофайтеров" и тем более американских истребителей F-16.
JAS 39 Gripen последних модификаций – отличный боевой самолёт поколения 4++. Лёгкий, многофункциональный, достаточно манёвренный, несёт приличную (для своей категории) боевую нагрузку в 5000 килограммов. Единственным недостатком "Грипена", пожалуй, можно назвать небольшой боевой радиус. Он составляет всего 800 километров. Но в целом это неплохой фронтовой истребитель. Многофункциональный истребитель, способный наносить удары ещё и по наземным и морским целям. Идеальное решение для тех стран, которые не могут позволить себе содержать в ВВС "разношёрстный" парк специализированных самолётов. А таких страны в мире большинство. Современный боевой самолёт – удовольствие не из дешёвых.
Только одна незадача – на столь привлекательную машину нет иностранных покупателей. Все мы являемся свидетелями полного провала шведского истребителя JAS 39 Gripen на международных рынках вооружений.
Публикация, посвящённая экспортному потенциалу шведского самолёта когда-то вышла на страницах профильного военно-аналитического издания Мilitary Watch.
В опубликованном материале говорится о том, что президент и исполнительный директор шведской аэрокосмической и оборонной компании SAAB AB Михаэль Йоханссон во время недавней пресс-конференции выразил разочарование с многолетним отсутствием экспортных успехов у истребителя JAS 39 Gripen. Чиновник так и сказал, что самолёт не соответствует экспортным ожиданиям. При этом он особо отметил, что в отсутствии заказов виноваты не лётно-технические характеристики самолёта, а политические факторы.
Gripen представляет собой действительно лёгкий истребитель. Он значительно легче американского F-16 или французского Rafale. По массе он сравним с индийским самолётом Tejas или китайско-пакистанским JF-17. В шведской машине используется всё тот же американский двигатель F404, что и в индийском самолёте. А вообще изначально этот двигатель был разработан для американского палубного самолёта F-18 Hornet. В то же время на китайско-пакистанский истребитель устанавливается российский двигатель РД-33 от и МиГ-29.
Безусловно, Gripen имеет несколько худшие лётные характеристики в сравнении с более тяжёлыми истребителями. Он имеет менее мощный радар меньшего размера, может нести меньшую полезную нагрузку. Но он выигрывает от того, что дешевле, проще в обслуживании и его легче поддерживать в высокой степени готовности. Gripen назван самым экономичным истребителем западного производства. Его эксплуатационные расходы за весь срок службы составляют 1/3 от всех эксплуатационных расходов американского самолёта-невидимки F-35.
Предыдущие модификации "Грипена" продавались в Чехию, ЮАР и Таиланд, а так же были переданы в аренду ВВС Венгрии. Однако ожидается, что ни одно из перечисленных государств не станет заказчиком нового варианта самолёта в модификации E/F. Этот вариант имеет значительно улучшенный двигатель F414 и радиолокационную станцию с фазированной антенной решёткой (ФАР).
Примечательно, что радары с ФАР устанавливались на советские истребители-перехватчики ещё с 1981 года. Но на истребителях США, Франции, Японии и Китая такие устройства появились только в 2000-х годах, поэтому "Грипен" получил радар с ФАР лишь в 2019 году. Эти радары пришлось приобретать за границей. Шведский "Грипен" и европейский "Еврофайтер" стали последними серийными истребителями, оснащёнными РЛС с механическим сканированием. Считалось, что именно такой радар подрывает экспортный потенциал "Грипена".
Шведский самолёт проиграл торги F-35 в Дании, Финляндии, Нидерландах, Польше, Норвегии, Швейцарии и Канаде. Конкурируя с американским самолётом шведский истребитель не смог выиграть ни одного контракта.
Новый Gripen E/F обладает значительно лучшими возможностями ситуационной осведомлённости и радиоэлектронной борьбы по сравнению со своими предшественниками. Его авионика с точки зрения технического совершенства часто сравнивается с оборудованием, установленным на F-35. Тем не менее этот тип истребителя не продавался почти восемь лет, с того момента как в 2014 году был подписан контракт на поставку 36 "Грипенов" для ВВС Бразилии. Стоимость контракта 5,44 миллиарда долларов. Выбор Бразилии обусловлен тем, что она с самого начала стремилась покупать самолёты с очень низкими эксплуатационными расходами.
Итак, резюмируя приведённую информацию, можно только "посочувствовать" шведскому производителю боевых самолётов. Нет иностранных контрактов? Так никто не говорил, что будет легко. Международный рынок вооружений – вещь очень сложная. Там очень жёсткая конкуренция. Шведы хотели конкурировать с американцами, буквально втюхивающим всем свой расхваленный F-35, но не вышло. Не для того США тратили миллиарды долларов на свою программу, чтобы потом ещё терпеть конкурента. Бизнес – ничего личного. Ведь президент группы SAAB верно указал, что причины отсутствия экспортного успеха у "Грипена" являются исключительно политическими.
Что касается якобы дешевизны шведского истребителя, то не такой он и дешёвый. Безусловно, одномоторный истребитель отличается низкими эксплуатационными расходами. Кроме того, этот самолёт, оснащённый передним горизонтальным оперением, может эксплуатироваться и с коротких полос. Это тоже экономия. Но это всё потом. А что потенциальный покупатель имеет на старте, какую сумму ему предлагают выложить за каждый самолёт?
Если взять тот же бразильский контракт, то власти Бразилии заплатили в среднем по 151 миллиону долларов за каждый "Грипен". Конечно, это с обучением лётчиков и персонала, со стоимостью вооружения и, наверное, доставки самолётов в Бразилию. Но всё равно дорого! Каждый лёгкий шведский истребитель стоит дороже, чем российский тяжёлый многофункциональный истребитель Cу-35. Так что вина в отсутствии экспортного потенциала "Грипена" наполовину лежит на шведских дельцах. Стоил бы самолёт дешевле – появились бы покупатели.
А вообще создаётся впечатление, что на шведском военном авиастроении в скором времени можно будет поставить большой и жирный крест. Покупателей на самолёты нет, а в скором времени США заставит Швецию покупать американские истребители. Швеция намерена вступить в НАТО.