Во время Великой Отечественной Войны советские танкисты порой творили настоящие чудеса, чему есть множество подтверждений. Однако описываемый мной сегодня случай стал по-настоящему легендарным - ни до, ни после этого случая, никому не удавалось подбить самолёт из танка. О том, как это случилось - в этой статье.
Немного предыстории
Не секрет, что во многих книжицах по танковому делу, предназначенной для курсантов тех лет, было несколько фантастическое наставление по борьбе с самолётами противника. Для этого танку необходимо было наехать на какое-то препятствие, чтобы придать танковому стволу дополнительное возвышение, и выбрав упреждение, поражать цель. Способ, на мой взгляд, весьма бредовый - бить по быстро летящей цели сложно и из лёгкого оружия, что уж говорить про медленно (в сравнении с маневренным самолётом) наводящееся орудие? Однако в книжицах этот способ был описан, а значит - хоть как-то испытан.
Но хватит лирики - шла война, и молодому, но уже опытному танкисту, Александру Фадину в феврале 1944 года приказали отправиться в практически самоубийственную миссию. В ходе Корсунь-Шевченковской операции, 22 гвардейской танковой бригаде, где служил Фадин, было приказано захватить деревню Дашуковка и создать на ней мощный узел обороны, чтобы не пропустить прорывающиеся из окружения немецкие войска. То, что в бригаде на тот момент был один-единственный действующий танк, командование не волновало - приказ есть приказ. Танку Т-34 был придан стрелковый взвод, выдан двойной боекомплект и благословение (коммунистическое, конечно же) от командира бригады.
Тот самый бой
В Дашуковку “танковая бригада” влетела, как на крыльях и начала посильно громить противника - по итогу оказалось, что единственный танк расправился с восемнадцатью огневыми точками противника, разбил два миномёта, попутно уничтожив их расчёт. Вечером по дороге двигалась колонна автомобилей - Фадин, ориентируясь на огоньки фар, двумя выстрелами подбил головную и замыкающую машины. По краям дороги машины не смогли бы проехать - там Т-34 пришлось заезжать задним ходом (как на пониженной передаче), используя шипы для гусениц. Пользуясь этим, Фадин уничтожил ещё девять автомашин, и пока солдаты противника не разбежались слишком далеко - по ним “отработал” пулемёт.
Немцы начали понимать, что проход из окружения через Дашуковку находится под угрозой - на разведу отправились два немецких танка Pz.Kpfw. IV, двигавшиеся прямо по полю мимо деревни. Советская “тридцатьчетвёрка”, уже имевшая к тому времени едва ли пятую часть от изначального боезапаса, начала аккуратно менять позицию для удобного ведения огня по танкам противника. Сменив позицию, Фадин открыл огонь - в темноте вести бой по серым машинам весьма тяжело, но ему благоволила удача. Использовав полтора десятка снарядов, он сумел всё-таки подбить оба немецких танка, а убегавших к лесу танкистов “прочесали” пулемётом. Фадин понимал свой риск - стрелки, приданные танку разбрелись по избам. А танк, хоть и бронированная машина, всё же уязвим - рано или поздно везение закончится.
Но пока ему везло - танк на ходу, боезапас какой-никакой имеется. В небе раздался звук мотора - Фадин прильнул к окулярам стереосистемы и сквозь разошедшиеся облака в то же время показалась Луна. И в этом свете танкист увидел немецкий транспортный самолёт Caproni - его сложно спутать с другими самолётами. Можно сказать, что в тот момент Фадин вошёл в азарт - приказав зарядить осколочный снаряд, он стал высчитывать упреждение по столбам вдоль дороги (самолёт летел низко над дорогой, а расстояние между столбами равнялось пятидесяти метрам). Выбрав момент, Фадин нажал на спуск орудия - буквально через секунду Caproni, объятый пламенем, начал падать, разваливаясь на куски. Однако перед падением с самолёта сбросили какой-то ящик, к которому побежали фигурки немцев - вошедший в раж Фадин приказал заряжать осколочные и осколочно-фугасные снаряды и обстреливал толпу, пока они не разбежались.
Немцы, как оказалось, всё-таки поняли, что танк был один и запросили помощи у командования. На перехват и уничтожение “обнаглевшего танкиста” (немцы уже догадались, что советский танк “работал” один) выдвинулись тяжёлый танк “Тигр” и истребитель танков “Фердинанд”. Первым в атаку двинулся “Тигр” при поддержке роты автоматчиков. Командир “тридцатьчетвёрки” понимал - теперь эмоции нужно отставить, используя лишь холодный расчёт. Он приказал зарядить бронебойный, и пользуясь тем, что левая сторона его танка прикрыта какой-то постройкой, разработал план - выскочить прямо под нос к немецкой машине, дать выстрел ему в лоб и тут же назад.
Любое промедление было бы фатальным - 76-мм снаряд, выпущенный из пушки Ф-34 пробивал лобовую броню “Тигра” только в упор. Говорить про 88-мм орудие немецкого танка и вовсе не приходится, первое же попадание в Т-34 станет фатальным. Подпустив танк метров на 50-70, Фадин скомандовал механику-водителю “Полный вперед!”, дождавшись момента, выстрелил в лоб и тут же приказал задний ход. Попадание вышло на редкость удачным - в “Тигре” рванул боекомплект, и пока опешившие немецкие автоматчики соображали, что делать, Т-34 вновь выскочил из укрытия, выстрелив по пехоте последним осколочным, обращая врага в бегство. Заодно и пулемётом “обработал”, чтобы бежали быстрее.
Фадин вновь впал в раж - имея один-единственный подкалиберный снаряд, он решил выйти на дуэль с “Фердинандом”. В теории он мог бы повторить свою атаку на “Тигр”, но наводчик немецкой самоходки уже взял на прицел укрытие советской машины. И когда танк только показался, “Фердинанд” выстрелил, сразу попав в ходовую часть Т-34. Фадин успел огрызнуться, но не смог сделать ничего - истребитель танков был превосходно бронирован в лобовой проекции. Вторым и третьим выстрелом немецкие самоходчики окончательно “добили” советский танк - был серьёзно ранен мехвод Дорошенко, убит заряжающий Фетисов, сам командир и радист получили контузию. Покидая место сражения, Фадин, несший на себе Дорошенко, наконец-то увидел бегущую навстречу им группу автоматчиков.
После боя
За свои действия в деревне Дашковка, Александр Михайлович Фадин был представлен к званию Героя Советского Союза, уже второй раз. Но не срослось - заветную медаль ему так и не дали, а наградили орденом Александра Невского. Хотя и не жаловался на это танкист до конца своих дней, несмотря на то, что был расстроен этим фактом. Войну Фадин закончил на Дальнем Востоке, где успешно громил японские войска. А потом до самого выхода на заслуженную пенсию, когда начало подводить здоровье, ушёл в отставку. Но и после этого он не оставлял работу - участвовал в военно-патриотических акциях, осуществлял поисковые работы в архивах, старался, чтобы в той войне осталось как можно меньше “белых пятен”. Ушёл из жизни Александр Михайлович Фадин 10 ноября 2011 года.
Заключение
Такой случай везения танкиста на самом деле - огромное чудо. Выжить при зачистке деревни, где могли быть и противотанковые орудия, и Фаустпатроны (на тот момент они уже стояли на вооружении) - да что говорить, Nebelwerfer, реактивный миномёт Вермахта уже был реальной угрозой для танка. Но ведь Фадин не успокоился, пока его танк не был подбит - несколько подбитых танков, автомобили, пехота… Но самым главным свершением танкиста в том бою был сбитый транспортный самолёт - такого ни до, ни после этого не сделал никто в мире.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!