Найти в Дзене
Богдуша

Помесь тигра и обезьяны с тоненькой талией

Оглавление

Два с четвертью века прошло с момента, когда над восьмой частью суши взошло солнце русской поэзии – 6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин, гений-вестник, державник, создатель литературного русского языка, зачинатель золотого века отечественной литературы.

Кто раскрашивает Пушкина во все оттенки серого

Я знаю людей с высшим образованием, которые мучаются, силясь вспомнить хоть что-то из Пушкина или о нём. На память, в основном, приходят названия сказок, поскольку кое-где кое-кто ещё читает детям ”Царя Салтана”, “У Лукоморья” и “Золотую рыбку”.

"И там я был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный; под ним сидел, и кот учёный
свои мне сказки говорил".
"И там я был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный; под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил".

На слуху имена Татьяна Ларина и Евгений Онегин, поскольку в девятом классе заставляли учить наизусть их письма друг другу.

"Напрасны ваши совершенства: их вовсе не достоин я".
"Напрасны ваши совершенства: их вовсе не достоин я".

Ну и на ум многим приходит смеха ради придуманная байка, что он женщин чересчур любил и ни одной юбки не пропускал.

Таков результат школьного преподавания, когда классика нудно и серо “проходят”, убивая солнечного бога русского Парнаса бездарным анализом и отсутствием любви к поэзии.

Между тем о Пушкине написаны горы талантливых исследований, высказаны тысячи гипотез, расшифрованы все его кодировки и загадки, подсчитан до последнего междометия его личный лексикон и новаторский словарный запас. При этом Пушкин таинственным образом по-прежнему остаётся неисчерпаемым и не рассекреченным. Застолбить участочек на этой неистощимой золотой жиле может любой желающий, даже не будучи пушкиноведом.

Так, один экономист сделал открытие: Пушкину серафим не мог произвести ряд хирургических операций, так как у него нет рук, а только шесть крыльев. Милому бухгалтеру невдомёк, что поэты оперируют таким инструментом, как метафора, и это единственные в мире люди, которые не дробят мир, а соединяют его разрозненные части в единое целое, и делают это именно своими метафорами, за что Господь их и любит.

“И пусть люди копаются в его наследии, растаскивают его, пусть каждый унесёт с собой хоть кусочек Пушкина: кто строчку, кто образ, кто анекдот о нём – полезно всем, а от него не убудет, – сказала мне одна мудрая женщина по имени Рита, много лет преподававшая русскую словесность филфаковцам. – Чем больше разрывают его на лоскуты, тем более цельным он становится. Каждый приобщается к нему в меру своего понимания. Любое прикосновение к Пушкину – благо. Здесь столько жизнедарующей энергии, что мало или плохо не может быть никому”.

В части тонкой талии с ним не могли сравниться девицы

Из более-менее связных отзывов о нём проскальзывает мнение, что Александр Сергеевич был уродом. Я рассмотрела все прижизненные его портреты – или художники его очень любили, либо злопыхатели наврали. Ну невозможно глаз от его лица отвести.

Уродство – это когда глянул – и быстро глаза в сторону! – настолько неприятно становится. А Пушкин – душка! На него смотреть хочется долго-долго.

Он лучший!
Он лучший!

Лицеисты называли его помесью тигра с обезьяной. А талия была – тоненькая. Девицы состязались с ним по части стана, мерились, и он всегда побеждал. Смуглое лицо и синие глаза, и всё это в рамке пушистых кучеряшек – это же уму непостижимо! Сказывают, был рыж, конопат. Негритянская чернота под ногтями, рот африканца, ростика небольшого. И всё равно – краше его не было! Куда бы он ни приходил, всё внимание мгновенно на себе фокусировал. Для нашего менталитета идеал мужчины – Пушкин.

Пиршественный стол затмило корыто с помоями

Ценители поэзии не могут читать его стихи запоем, в больших дозах. Потому что уже от нескольких столбцов происходит перенасыщение. Точно так же невозможно тонкое, драгоценное, изысканное вино пить бадьями – а только по глоточку, смакуя и разгадывая букет вкусовых ощущений.

Его читать надо – словно праздник души отмечать! Потому что при этом действии в чутких сердцах в качестве отклика всегда происходит одно и то же: очищение через потрясение, или, по старинному, – катарсис.

Он знал заранее, что оставляет пиршественный стол на века. Однако наш народ за последние тридцать лет приучился проходить мимо этого царского угощения и топать прямиком к корыту с помоями, приправленными улучшителями и усилителями.

И всё же придёт время, хочется верить, люди во всём разберутся, от тех помоев отвернутся и к пушкинскому наследию вернутся.

Самые информативные в мире тексты – пушкинские

Учёные заложили отрывки из литературных шедевров в компьютер, и машина доложила: самые информативные в мире тексты – пушкинские. В них ни грамма воды, одни выжимки. Мало прилагательных, зато много существительных и глаголов, что добавляет динамики, упругости, энергии.

А сколько смысловых пластов сокрыто в каждом его слове! Глубин философских!

Во главе отряда

Духовность сходила на землю русскую в концентрированном виде волнами. В средние века случился наплыв святых и праведников, аскетов и иноков. Имена некоторых из них зафиксированы в святцах, прочие же история не сохранила. Увы, постепенно духовные реки обмелели и оскудели. И тогда вместе с несколькими учителями нравственности – Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, Феофаном Затворником, оптинскими старцами Амвросием и Макарием на авансцену русской духовности выдвинулась новая генерация, на которую Бог возложил трудную роль и долг этической водительницы общества. Это был отряд художественных гениев-вестников.

Почему понадобилась удвоенная функция? Гениальность – это высшая степень одарённости, и только. А вестник, или провозвестник, доносит через искусство людям весть о мире горнем, об Отце Небесном. Не зря ведь великая русская литература началась с огненной державинской оды «Бог». А затем на первых её страницах запламенели строфы пушкинского «Пророка»! И неспроста ведь именно Державин благословил юного Сашу на поэтический путь, ой неспроста.

Старик Гавриил Державин аж подскочил, услышав первые строки Сашиной поэмы "Воспоминания в Царском селе".
Старик Гавриил Державин аж подскочил, услышав первые строки Сашиной поэмы "Воспоминания в Царском селе".

Да, командиром этого отряда вестников стал именно он, Пушкин.

Ослепительный поток небывалых творений, превосходящих все ранее созданное без всякого сравнения, хлынул из-под его пера. Многомерное и многогранное его творчество победило пространство и время.

На каком языке говорили до него? Вся знать – на французском. Народ – на просторечном. Ну не было в самой большой стране мира своего автохтонного литературного языка. Именно Пушкин создал современный пластичный, богатейший, выразительный, гибкий, сочный, образный и меткий русский язык. И сам же, пользуясь этим инструментом, разработал и развил целый ряд идей, жанров и образов.

Вклад его в отечественную культуру ничем не измерить.
Вклад его в отечественную культуру ничем не измерить.

Государству от маленького человека: “Ужо тебе!”

Одной из этих идей стала константа “этика выше аморального государства”. Пушкин был державником в высоком смысле этого слова. Находясь за пределами своей малой родины – в бессарабской ссылке, начал он размышлять о родине и роде, об истории государства российского, сочинённой немцами, нагло её перевравшими. В долгосрочной перспективе он думал написать правдивую хронику, для чего собирался по макушку зарыться в архивы.

Пушкин хорошо понимал двойственность государственности: необходимость её укреплять и слишком дорогую цену этому. “Ужо тебе!” – таким был бунт маленького человека по имени Евгений в “Медном всаднике” против махины государства, которое отобрало у него самое дорогое – его возлюбленную невестушку. Государство сметает ценности, ради которых и было создано, а именно: защищать бедных Евгениев и их невест. А вместо этого сдувает их, как сор, со всеми их любвями, счастьем, разумом и жизнью.

“Ужо тебе!” – это пушкинский протест не со стороны, а изнутри. Это вызов патриота и напоминание вестника: государство должно быть народосберегающим, а не народоразбазаривающим!

И как же свежо звучит ныне этот наказ: при всех тяжелейших задачах выживания в кольце онтологических врагов российская держава не должна забрасывать свой народ, самый умученный, настрадавшийся, нахлебавшийся в мире! Государство обязано всячески заботиться о нём, о своей самой большой ценности, опоре, о своём фундаменте, и пуще всего оберегать его нравственность от растления, народный дух от поругания.

Но кто они, люди, которые в совокупности называют себя властью в лице бесчисленной армии депутатов, губернаторов, чиновников и прочих госаппаратчиков? Разве можно прорваться к этой скатерти-самобранке без подлости, подстав, обмана, предательства и крови? Войти туда в белом костюме и не замараться?

И это вечно актуальная трагедия власти. Она ломает личности, но и без неё – никуда! Кто-то должен встать у кормила, а значит, быть втянутым в кровь, нести бремя и проклятье, и об этом Пушкин чётко рассказал в "Капитанской дочке".

Писатель настаивает на том, чтобы входили в эту лужу и выходили из неё чистыми. Хотя исторического образца, иллюстрирующего такую установку, найти не успел. Он выбрал Годунова, Петра и Екатерину Вторую, где страсти сконцентрированы и особенно страшны. И это урок на будущее всем царям: если не печёшься о народе, то петушок слетит и клюнет.

Если бы пуля извращенца не разворотила ему живот, он добрался бы до лучших образцов государственного правления. К примеру, до Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. И скорее всего реабилитировал бы оболганного Ивана Грозного.

Кто о нём заплакал

Пушкин любил людей, а они – его, и это спасало и продлевало его земную жизнь. Почему он, духовно-ментальный колосс среди карапузов, смог преодолеть одиночество? Говорят, потому, что был протеем. Протеизм – умение превращаться, перевоплощаться (не актёрствовать). Он не был своим, к примеру, среди картёжников и кутёжников, а делал над собой усилие и вживался в чуждый ему образ и тем самым изучал характеры для будущих своих литературных шедевров.

Наверное, все мы задумываемся над вопросом: а кто нас любит?

А кто искренне любил его?

Педагог наследника престола Жуковский хлопотал перед императором за Александра Сергеевича.
Педагог наследника престола Жуковский хлопотал перед императором за Александра Сергеевича.

Точно – Жуковский! Воплощённая доброта. Над благодетелем многих литераторов они же сами и подтрунивали, порой изгалялись, а Пушкин его защищал: “ Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? Потому что зубки прорезались?” Старик благоговел перед Пушкиным, и если бы оказался рядом в роковой миг, то заслонил бы собой от пули.

Вяземский, близкий товарищ. “Стихи чертёнка чудесно хороши! В дыму столетий! Это выражение – город! Я бы отдал за него всё, движимое и недвижимое! Какая бестия! Надо нам посадить его в жёлтый дом, не то этот бешеный сорванец нас всех заест”.

Князь Пётр Вяземский был критиком, ценителем и тоже поэтом.
Князь Пётр Вяземский был критиком, ценителем и тоже поэтом.

И добрейший Кюхля, который в Сибири один оплакивал Пушкина. Поразительная мистическая встреча их произошла в степи на большой дороге, по которой вели арестанта Кюхельбекера, а навстречу в кибитке мчался Пушкин. Это был подарок судьбы обоим. Пушкин с безумным взором бешеных синих глаз бросился к другу – и обнялись-припали! Попробовал бы кто из охраны растащить их в ту минуту. Не посмели. Они прощались навсегда. Энергетическая мощь той встречи помогала Кюхле жить потом.

Кюхля прожил не намного дольше друга.
Кюхля прожил не намного дольше друга.

Татьяна и воспитавшая её родная природа

Из плеяды объёмных, живых, блистательных героев Пушкина самым благоуханным и пленительным образом стала дева дивной чистоты Татьяна Ларина, один из лучших в мире женских литературных образов уровня Беатриче Данте и Лауры Петрарки.

Татьяна была неразлучна с садом и луной.
Татьяна была неразлучна с садом и луной.

А пушкинское переживание природы – полнокровной, полнострастной, дружественной и всегда – особенно осенью – прекрасной! Невозможно лучше и короче пропеть прощальный гимн красоте: “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса”.

"И с каждой осенью я расцветаю вновь"...
"И с каждой осенью я расцветаю вновь"...
"И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем,
и пробуждается поэзия во мне: душа стесняется лирическим волненьем".
"И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне: душа стесняется лирическим волненьем".

Грустна история его женитьбы на шестнадцатилетней Наташе Гончаровой. Захотелось усталому и затравленному поэту гнезда, тепла, кучи деток, тыла, оплота, чтобы дома ждали. Чувствовал, что судьба толкает его в западню, решил переиграть её, выстроив крепость. Но эта крепость и погубила его. Жена не сумела стать ему равновеликой, почувствовать, что с её помощью хотят прикончить его. И это никак не её вина.

Букет на день его рождения.
Букет на день его рождения.

В произведениях его часто встречаются "температурные" слова. Он обожал огонь и испытывал отвращение к холоду. Самую обитель Бога, небесное селенье, он определял как пламя: "Где чистый пламень пожирает несовершенство бытия". Совершенство по Пушкину-огнепоклоннику - это раскалённый дух, гармоническое пылание.

Ближе к финалу своей жизни он стал жаловаться на возрастающую бесчувственность: "пережил свои желанья", "без упоительных страстей", "сердце охладело, в нём пусто и темно", "сердца жар погас", "души печальный хлад"...

Когда цветок в горшке ослабевает, на него нападает тля. Так светская сплетня сгубила Пушкина.

Будем же слушать его откровения о пропастях и пустынях, потому что он действительно был там, падал в бездны и восходил на вершины. И воздадим ему почести, так как он купил эти знания дорогой ценой.

Он тут, он с нами

Признаюсь, Пушкина лично я никак не могу воспринимать мёртвым и забронзовевшим. На одном мероприятии, как водится, прескучнейшем, читались его стихи и говорились тягучие речи, а я вдруг увидела его боковым зрением. Он сидел на подоконнике в белой рубахе голландского полотна, болтал ногами, ел вишни и смеялся.

Пушкин оставил такую живую ауру своей личности, что при желании его можно визуализировать, что особенно хорошо умеют делать поэты и художники. Вот он после Крыма и Кавказа, обритый наголо после болезни, худющий, загорелый, ловит ноздрями новые запахи, ищет взглядом интересные физиономии, вслушивается в говор толпы.

Он тут, он с нами, и каждый шаг его, и шорох, и каждое слово записаны в сердца людей, которые любят его и ценят.

Наталия Дашевская

Жмите на "Подписаться". Ваш лайк для меня - это улыбка. Черкнёте пару слов в комменте - обрадуете автора.