Найти в Дзене
Leeloo2525

Diaries of a Spaceport Janitor. Обзор игры

Большой космический порт, тысячи разномастных пришельцев, прилетевших на эту планету в качестве туристов или за покупками, огромный рынок с лутом на любой вкус, праздники, концерты, приключения… А ты собираешь с земли обёртки от шоколадок, чтобы хватило денег на обед. Главный герой — уборщик. Авторы игры выдумали подобному жанру название: анти-приключение. Пусть вокруг и полно событий, загадок, интересных предметов, но ты не главный герой этих приключений, всё веселье проходит мимо. Можно попытаться урвать кусочек удовольствия и спуститься в подземелье за несметными богатствами, но с твоей удачей ты скорее сразу схлопочешь проклятье в виде летающего черепа, преследующего тебя повсюду. Можно найти дневник путешественника по другим планетам, но зачем он тебе, если нельзя ни вернуть его хозяину, ни насладиться чтением, потому что зависть берёт… В печь его. Можно остановиться и послушать праздничный концерт, но недолго — мусор сам себя не уберёт. Да и задерживаться допоздна на улице не сле
Оглавление
(В основном блоге эта запись опубликована 01.12.19)
(В основном блоге эта запись опубликована 01.12.19)

Большой космический порт, тысячи разномастных пришельцев, прилетевших на эту планету в качестве туристов или за покупками, огромный рынок с лутом на любой вкус, праздники, концерты, приключения… А ты собираешь с земли обёртки от шоколадок, чтобы хватило денег на обед.

Главный герой — уборщик. Авторы игры выдумали подобному жанру название: анти-приключение. Пусть вокруг и полно событий, загадок, интересных предметов, но ты не главный герой этих приключений, всё веселье проходит мимо. Можно попытаться урвать кусочек удовольствия и спуститься в подземелье за несметными богатствами, но с твоей удачей ты скорее сразу схлопочешь проклятье в виде летающего черепа, преследующего тебя повсюду. Можно найти дневник путешественника по другим планетам, но зачем он тебе, если нельзя ни вернуть его хозяину, ни насладиться чтением, потому что зависть берёт… В печь его. Можно остановиться и послушать праздничный концерт, но недолго — мусор сам себя не уберёт. Да и задерживаться допоздна на улице не следует, не ровен час, ограбят. В общем, на мой извращённый вкус, игра получилась атмосферной. На любителя, конечно.

-2

Жаль, что графика плохая. Ужасающе плохая. В лаунчере Unity на выбор есть только два параметра графики: bad и worse, так что это факт, признанный самими разработчиками. Двухмерные пиксельные персонажи в трёхмерном мире, и всё это — кислотных цветов. Дизайн пришельцев мне, правда, понравился: любопытно рассматривать их такие разные, спешащие куда-то фигуры, а чего стоит слепая предсказательница в окружении парящих глаз! Ощущение, будто попал в мир «Рика и Морти». И застрял там без портальной пушки и денег.

Ещё больше жаль, что цель в игре всего одна: избавиться от проклятья. Герой не теряет времени даром, он мечтает расстаться с кричащим на ухо черепом и прямо идёт к цели. Даже побочных квестов тут практически нет (а те, что есть, так же захватывающи, как сбор мусора, но это забавный штрих). Так что сюжет у игры очень короткий, но геймплей сильно растянут за счёт гринда денег и ключевых предметов.

-3

Теоретически важную роль играет параметр удачи. Кажется, все в порту помешаны на ритуалах её призыва: тут и там стоят алтари разных божеств, которым можно принести подношение и помолиться, разбросаны амулеты, жетоны, ритуальные свечи… Поступишь с предметом неправильно — удача упадёт ещё ниже, и в теории играть станет сложнее, потому что среди мусора уборщику будет попадаться меньше ценных вещей. На практике же игроки заявляют, что с пониженной удачей игра проходится даже быстрее, потому что, видимо, удача переходит минусовую границу и становится положительной. Когда я начала игру заново и намеренно не поднимала удачу, в первый же день мне попались две коллекционные карточки, монета, которую можно сдать в банк, рулон дорогой ткани и… mythic spellwatch. Последняя вещь раньше не попадалась мне ни разу, в первом прохождении с удачей выше 700 её приходилось вырывать у игры зубами. Если представить, что это не баг, а фича, напрашивается вывод, что вся эта удача — исключительно у героя в голове. В игре есть измерители удачи, но это, должно быть, обычная программа-счётчик: забиваешь в неё нужные параметры, она отмечает, у скольких алтарей герой помолился, сколько счастливых монет съел, — и выдаёт число, которое на самом деле ни к чему не относится.

-4

Здесь есть ачивки, которые любопытно добывать, но получение одной из них влечёт за собой удаление с аккаунта остальных полученных ачивок. Так и было задумано. Любителей добиваться 100% ждёт неприятный сюрприз: какие-то достижения придётся получать дважды, а какие-то открыть уже не получится, потому что они забагованные.

Помимо графики, есть тут ещё один отталкивающий аспект: необходимость время от времени менять герою пол. В голове не укладывается, знаю. Один из разработчиков (а может, и не один) — трансгендер, и ходят слухи, что этой механикой игры он хотел заставить игроков почувствовать себя на месте того, у кого есть потребность сменить пол. А точнее, судя по игре, менять его раз в два дня. В игре смена пола происходит после проглатывания специальной таблетки, их несколько на выбор, и они продаются в специальных киосках для «гендершифта», словно это распространённая необходимость. Если не съесть таблетку, все надписи начнут коробиться, а экран — рябить и кривиться. Но никто не оценил эту пропаганду, всех просто раздражает рябящий экран и необходимость постоянно тратить деньги на лишнюю чушь.

Скорее всего, вас укачает от графики, а атмосфера полнейшей невезухи не доставит удовольствия, так что не советую тратить время на эту игру.

-5

СПОЙЛЕРЫ! Читать эту часть рекомендуется только в тех случаях, если вы эту игру уже проходили, или если проходить не собираетесь, или если каким-то волшебным образом спойлеры никак не повлияют на ваши впечатления от игры, которую вы когда-нибудь будете проходить.

Веяния SJW и пути их обхода

Хочу подробно остановиться на главном герое. В описании на странице Стима говорится, что это «Alaensee girlbeast», «sanidrone», то есть, видимо, биомеханоид женского пола какой-то инопланетной расы. Энергия портативной мусоросжигающей печи напрямую связана с усталостью: если больше ничего нельзя сжечь, то герой хочет спать, а к вечеру энергия печи уменьшается сама собой, потому что устаёт персонаж. При этом герою нужно питаться органической пищей, отсюда и вывод, что это биомеханоид, созданный специально для уборки: санитарный дрон, зачем-то наделённый сознанием. Но у меня язык не поворачивается назвать героя девушкой, потому что, по канону, оно всё время меняет пол.

-6

Один из игроков предложил своё объяснение происходящего с героем, которое всё исправляет, я немного развила идею. Прежде всего, слово «пол», или «гендер», здесь — ошибка. Пол — это роль существа в размножении, а не то, как ты себя чувствуешь. Пола всего два, ну, или три, например, если ты пришелец, раса которого размножается втроём (хотя это сложно представить). На самом деле у уборщика меняется что-то ещё, состав крови к примеру. Или цвет глаз. Итак, герой принадлежит к той расе, которой для лучшего функционирования нужно раз в два дня менять цвет глаз. На его родной планете это происходило само собой за счёт особого состава атмосферы, но там, где он работает сейчас, воздух не содержит необходимых веществ, и вводить их в организм приходится искусственно: в виде таблеток. Иначе портится зрение. Идиотские названия «гендеров» тоже сюда вписываются: допустим, обладателя чёрных глаз на планете героя называют Graveyard, а розовых в крапинку — Cuddleslut. Разработчик-трансгендер стойко принял удар и ответил, что игра открыта для разных интерпретаций.

Об ачивках

В плане ачивок здесь воплощено нечто необычное, возможно, уникальное. Ачивки здесь можно покупать за внутриигровую валюту, а можно потерять с аккаунта.

В красном квартале есть продавец, торгующий особыми монетами. Почти все они после проглатывания просто открывают одну соответствующую монете ачивку, но самая дорогая, Astergold Coin, открывает помимо этого случайную ачивку. Таким образом их можно легально фармить: накопил 300–400 кредитов, сохранился, купил монету, открыл случайную ачивку — вышел из игры без сохранения, и всё заново. Правда, эта же самая монета имеет шанс удалить с аккаунта все полученные в игре ачивки. За это, к слову, дают ачивку Sucks to Suck, а если хочешь 100%, придётся её получить.

-7

Я проделывала процедуру с постоянной загрузкой, чтобы получить Sucks to Suck побыстрее, не хотелось тратиться на лишние монеты. Получение ачивок этим читерским способом ощущается досадно — хотелось же выполнить надлежащие условия и посмотреть, что случится, — но была надежда, что в итоге нечестные ачивки сотрутся, и в будущем я получу их естественным путём. Спустя семь безуспешных попыток я предположила, что у героя слишком высок параметр удачи: 244. Я снизила его до –40 и после этого потеряла ачивки с первой попытки. Из интереса после загрузки ела её ещё несколько раз — и всегда с одинаковым результатом.

-8

Ачивка за поедание Astergold Coin тоже удаляется, поэтому придётся покупать две монеты. Или загружаться и есть ту же монету снова. Причём во второй раз опять можно потерять полученные ачивки.

Мне оставались 4 достижения, когда я решила проверить, открываются ли посредством Astergold Coin забагованные ачивки. Три раза ничего не происходило, на четвёртый выскочила Sucks to Suck. При удаче выше 1100! Так что да: удача в игре ничего не гарантирует.

В Стиме есть подтверждение, что случайной ачивкой, которую открывает Astergold Coin, может стать Sucks to Suck, то есть удаления ачивок можно избежать.

-9

Некоторые удалённые ачивки во второй раз не открываются. Это баг, который не исправляют уже три года. Классно, правда? Путей обхода два. 1. Перед прохождением игры выяснить, что это за ачивки, и не выполнять соответствующие им условия, пока не получите Sucks to Suck и ачивку за поедание Astergold Coin. Замечательно: игра, перед прохождением которой нужно прочитать гайд. 2. Если невозвратные ачивки были получены и стёрты, нужно удалить свои сохранения и начать новую игру. Но не на своём аккаунте, а на чужом, привязанном «семейкой» (Steam Family Sharing). Полагаю, если ни у кого из родных и друзей нет Стим-аккаунта без этой игры (или никто вам не доверяет, или не хочет случайно получить на свой аккаунт ачивку из этой игры), придётся заводить второй аккаунт — это тупо и накладно, но тоже вариант. Итак, начинаете на другом аккаунте игру, сохраняетесь (можно даже заранее набрать песка для Romanceable), выходите, залогиниваетесь под себя, загружаете сохранение и продолжаете игру: теперь все ачивки откроются.

Какая любопытная была идея, и как ужасно её воплотили.

Думаю, я никогда не получу в этой игре 100%. А пока я пыталась это сделать, один из друзей удалил меня, потому что решил, что я пользуюсь SAM.

О концовке

Судя по всему, проклятье черепа не лечится, а лишь передаётся от одного человека к другому. Бедному уборщику приходится из кожи вон вылезти, чтобы наскрести на услуги искателя приключений. Их на выбор три, и каждый требует огромную сумму денег или дорогостоящую вещь, но концовка всегда одна. Ночью у героя в квартире появляется тот самый череп, извиняется, что кричал и преследовал, мол, работа у меня такая, и делится своими мыслями о жизни героя, которого хорошо узнал за это время. Черепу кажется, что уборщику будет лучше буквально где угодно, только не здесь, что он должен выбраться из космического порта. Череп с искателем приключений отправляются на другую планету и зовут уборщика с собой, можно согласиться и прогуляться в пижаме по ночному порту до корабля, а можно вернуться в постель. Прогулка, кстати, получилась довольно красивой: на улице никого, только неон и парящие фонарики повсюду. Но когда герой достигает места, ничего не происходит, поговорить с будущими попутчиками нельзя, зато можно пойти по невидимой земле над рынком порта, внезапно облачившись в рабочую форму. Тут экран начинает белеть, и появляются титры, после которых герой снова оказывается в своей квартире: на дворе утро, нужно собираться и идти работать. Это был только сон, череп не приходил к нему ночью.

-10

Но даже если бы пришёл, разве уборщик стал бы счастливее в другом месте? С чего? Как маленький, он верит в удачу и ритуалы. Он уже много лет убирает многокультурный космический порт, а так и не выучил ни одного иностранного языка, всё время жалуется, что не понимает, что написано в найденных бумагах. Так и не узнал, как пользоваться spellwatch, хотя эта тема его явно интересует — вон, он даже в подземелье за приключениями отправился. Не знает то, не знает это… Знания сами на голову не падают, нужно интересоваться, спрашивать, читать, развиваться. Но герой не пользуется для этого богатой почвой людного многонационального порта и в результате ничего собой не представляет. Он действительно просто уборщик и, как мне кажется, на большее не сгодится, если не перестанет мечтать о внезапных изменениях на другой планете и не начнёт менять жизнь прямо здесь и сейчас. Всё для этого есть: при наличии ума — деньги, при наличии интереса — собеседники, а книги порой прямо под ногами валяются… Надеюсь, история с проклятьем встряхнула его, но мы этого уже не увидим.

_____________

Говорят, проклятье с преследующим героя черепом есть как минимум в одной ролевой игре, мне же сразу вспомнились «Братья Вентура», где связь проклятого с духом была двусторонней. То есть если дух запереть в багажнике машины, то он вселится в управление и, тронувшись с места, поволочёт за собой носителя прямо по асфальту. Было бы забавно увидеть в игре нечто подобное, но череп просто следует за уборщиком и периодически на него кричит, спасибо и на том.

-11