Найти тему

Телеспектакль «Страницы журнала Печорина»: плюсы и минусы

В 1975 году известный и очень талантливый советский режиссер Анатолий Эфрос снял телеспектакль по одной из частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – «Княжна Мери». Эта телеверсия считается эталонной – несмотря на ограниченное визуальное пространство и практическое отсутствие декораций и пейзажных сцен. Любителям классики наверняка будет приятно вспомнить плюсы и минусы (а они тоже имеются) этого фильма. Итак, к главным достоинствам творения Эфроса можно отнести:

1. Олег Даль в роли Печорина. Этот замечательный актер любил Лермонтова и мечтал сыграть Печорина. Поэтому он выложился на все сто; это, безусловно, самая сильная главная роль в его творчестве. Остается только пожалеть, что Эфрос не снял с ним по роману полноценный художественный фильм.

2. Мизансцены. Они получились на редкость удачными. В спектакле доминируют крупные планы, которые показывают внутренний мир персонажей. Режиссер нарочно отказался от декораций, чтобы зритель сосредоточился исключительно на лицах. А так как главные роли исполняли звезды советского экрана – Андрей Миронов, Ирина Печерникова, Леонид Броневой – то смотреть за их переживаниями – одно удовольствие.

3. Сохранение сюжета и духа произведения. Эфрос очень тонко уловил депрессивный дух повести «Княжна Мери» и довольно точно воспроизвел его на экране. Не зря он выбрал на главную роль Олега Даля, который как никто другой умел передавать неприкаянность человеческой души.

Однако телефильм не лишен и небольших недостатков.

1. Хотя отказ от декораций объясняется и режиссурой, и форматом телефильма, все же отсутствие Кавказа несколько портит просмотр – особенно, для тех, кто хорошо запомнил великолепные пейзажные зарисовки в повести. Все-таки какое-нибудь визуальное решение на кавказскую тему спектаклю бы не помешало – тем более, что Лермонтов обожал эти горы.

2. Почти все зрители сочли Ирину Печерникову удачным выбором на роль княжны Мери. Но все же актриса явно не подходит внешне на эту хрупкую, миниатюрную девушку из романа Лермонтова. Впрочем, эта придирка не является принципиальной и не портит впечатления от просмотра.

«Страницы журнала Печорина» – наглядный пример того, как при ограниченных средствах и возможностях снимается гениальное кино. Режиссура и актерская игра – вот два главных условия хорошего фильма, и Эфрос доказал это экранизацией романа Лермонтова.