Сообщить семье ученика о том, что их ребенок нарушает правила, срывает уроки или проявляет трудное поведение — непростая задача для учителя. Часто педагоги сталкиваются с негативной реакцией от родителей — они отрицают наличие проблемы, отказываются от ответственности за поведение ребенка или игнорируют приглашение к разговору. Рассказываем, почему это происходит и что сделать, чтобы родители шли на контакт и содействовали в решении проблемы.
Почему родители конфликтуют с учителями
Родители детей с трудным поведением часто сталкиваются с замечаниями и критикой — им говорят, что их ребенок плохо себя ведет, обвиняют в ошибках в воспитании, дают непрошенные советы.
Поэтому когда родитель приходит в школу, он находится в состоянии стресса: ожидает, что ему придется защищаться, боится, что его будут ругать, волнуется, что ему не помогут и оставят один на один с проблемой, и он не сможет помочь ребенку.
Когда человек испытывает стресс, ему сложно принимать рациональные решения и мыслить стратегически. В этом состоянии у мозга есть три базовые реакции:
- бей — агрессивная реакция: человек видит опасность и нападает в ответ. Например, родитель объясняет поведение ребенка ошибками учителя или угрожает в ответ: «пойду к директору», «напишу на вас жалобу».
- беги — избегающая реакция: вместо того, чтобы встретиться с опасностью, человек пытается скрыться и спастись бегством. Например, родители не отвечают на сообщения и звонки, игнорируют сигналы учителя о проблеме
- замри — выжидающая реакция: человек замирает, чтобы переждать опасность. Например, родитель приходит на встречу и молчит, кивает и со всем соглашается, но дома все делает по-своему. В этой ситуации родитель делает вид, что вас понял и услышал, но на самом деле его главная задача сейчас — переждать встречу, которая вызывает напряжение.
Снизить стресс и показать родителям, что вы боретесь не с ними или их ребенком, а с конкретной проблемой, получится, если поддержать семью и помочь ей почувствовать, что вы на одной стороне.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Как создать безопасное пространство для общения с родителями
Ставить достижимую и понятную для родителя цель
Сообщайте родителю, зачем приглашаете его на разговор. Предупредите о цели — она должна быть измеримой и понятной
«Нужно сделать так, чтобы Ваня делал домашние задания и не ленился»
Эта цель непонятна для родителя — она звучит нереалистично, потому что вряд ли можно сделать так, чтобы человек никогда не ленился. Родитель будет заранее переживать о том, что у него не получится решить эту проблему
«Умение письменно формулировать свои мысли — это навык, над которым мы работаем в этой четверти. Мне важно, чтобы ученики его освоили. Я предполагаю, что Ване сложно записывать свои мысли или он недоволен тем, что получается в итоге. Мне хотелось бы, чтобы с помощью опорных фраз или плана сочинения он потренировал этот навык. Давайте обсудим, как можно ему помочь и дома, и на уроках»
В этом примере учитель дал родителю понять, что ситуация решаема и объяснил, зачем над ней нужно работать. Он сразу обозначил, что есть план работы над проблемой — это показывает, что разговор нужен для того, чтобы договориться о совместных действиях, а не пристыдить родителя.
Если вы еще не знаете, как именно планируете работать с проблемой ребенка — честно скажите об этом родителю и предложите на встрече вместе обдумать подходящее решение. Родителю важна ваша честность — зная, что у вас есть общая цель, он будет настроен на сотрудничество.
Например, поделится с вами своими наблюдениями за поведением ребенка дома и подскажет способы, которые помогут решать проблемы вне школы.
Опираться только на факты
В разговоре используйте скорее глаголы, а не прилагательные. Говорите только о том, что делает ребенок, не оценивая его личность.
«Ваня совсем не думает об учебе, стал ленивым и безразличным. Он работает на уроке, но домашние задания не делает»
Из этой информации нельзя сделать объективный вывод о том, что произошло. Учитель говорит о своих впечатлениях и качествах ребенка, это смещает фокус с проблемы на личность ученика
«Ваня третий урок подряд не приносит сочинение, которое было задано в прошлом месяце. Говорит, что забыл тетрадь дома. При этом в классе он активно работает и участвует в обсуждениях»
Вести диалог на равных
В отличие от педагогов, у многих родителей нет специальных знаний о том, как реагировать на поведение ребенка. Постарайтесь общаться спокойно и вежливо, не отчитывайте родителя и не стыдите за то, что он чего-то не знает или не понимает
Ограничить встречу по времени
Родителю будет намного спокойнее, если он будет заранее знать, сколько будет длиться встреча — так он сможет спланировать свое время и не нервничать, что куда-то опоздает.
Как подготовиться и провести встречу
Во время встречи важно придерживаться оговоренных рамок. И у вас, и у родителя мало времени — вряд ли кто-то из вас готов беседовать весь вечер.
Подготовьте подробный план встречи, который поможет вам вести разговор. Соберите факты о которых хотите рассказать родителю: перечислите, что делает ребенок и почему вы считаете, что с этим важно работать. Если у вас есть вопросы к родителю — запишите их тоже, чтобы ничего не упустить на встрече.
Пользуйтесь этим планом во время общения с родителем и делайте пометки — это сэкономит ваше время и поможет зафиксировать все договоренности.
Вот несколько правил, которые помогут провести встречу, в которой комфортно и вам, и родителю:
- Начнинать с хорошего.
Это один из самых важных этапов разговора. Родитель ученика с трудным поведением редко слышит о нем что-то хорошее. За постоянными сообщениями о том, что ребенок плохо себя ведет, часто теряются разговоры об успехах.
Позитивные моменты есть всегда, даже если кажется, что у ученика нет никакого прогресса. Это не обязательно должны быть великие достижения, важно замечать и маленькие изменения: например, ребенок не сделал домашнюю работу и сорвал урок, но в этом месяце ни разу не опоздал на занятия или проявлял инициативу у доски. Это здорово, и родителю важно знать об этом, но часто эта информация отходит на второй план, если у ребенка есть проблемы.
Родители очень ценят похвалу и сам факт того, что вы замечаете за ребенком хорошее несмотря на сложности. Это может стать большой опорой в дальнейшей работе и помочь родителю изменить ожидания от встречи. - Отказаться от оценок и обобщений.
Когда учитель говорит, что ребенок ленивый или все делает назло — это страшная ситуация для родителя, которая звучит как что-то, чего нельзя изменить: ваш ребенок вот такой, живите с этим.
Постарайтесь перечислять только факты и не использовать оценки и обобщения («всегда мешает», «никогда не слушает», «постоянно перебивает», «такой невнимательный»). Говорите о действиях ребенка, а чтобы показать регулярность, используйте цифры: «последние три недели не делал домашнее задание», «по четыре-пять раз выходит из класса», «два раза за урок кричал и перебивал учителя». - Отказаться от сравнений.
Не сравнивайте ребенка с другими учениками, братьями или сестрами. Чтобы показать контраст, сравнивайте поступки ребенка с его же поведением в прошлом: «в прошлой четверти такой проблемы не было», «раньше ему удавалось дольше не отвлекаться» - Говорить прямо.
Не избегайте неудобных разговоров и не пытайтесь завуалировать факты. Объясните родителю ситуацию, как есть. Расскажите, что вы делали, что получилось, что будет дальше и какое участие нужно от родителей.
Недосказанность станет лишним поводом для тревоги или, наоборот, создать у родителя впечатление, что ему не стоит об этом беспокоиться. - Оставить время на вопросы друг другу.
Запаса в 5-10 минут будет вполне достаточно. Важно оставить родителю время, чтобы без спешки задать вам вопросы или поделиться своими идеями и впечатлениями от встречи - Подвести итоги.
В конце разговора перечислите то, о чем вы договорились с родителем, и какие шаги нужно предпринять:
• расскажите о своих дальнейших действиях
• проговорите, что нужно предпринять родителю
• озвучьте результат, к которому должны привести совместные усилия
Договоритесь о том, нужна ли следующая встреча — например, можно предложить созвониться через две недели и обсудить, как изменилась ситуация
Материалы по теме: