Дети не знают как справляться со своими эмоциями. Как реагировать когда страшно, когда обидно или когда злость мешает воспринимать мамины слова.
И одна из важнейших задач родителей - научить малыша понимать свои чувства и корректно их выражать. Так развивается эмоциональный интеллект. Подавленные и невыраженные эмоции могут найти выход в другую “дверь”, например, в психосоматические заболевания или агрессивное поведение, или склонность к зависимостям. В свою очередь дети с развитым эмоциональным интеллектом вырастают в более успешных взрослых - и в делах, и в отношениях с людьми.
Часто родителей волнуют вопросы различных страхов у малышей. Например, ребенок боится выходить на улицу, потому что там собаки. И никакие уговоры и объяснения не могут помочь. Что же делать? Какие способы здесь подойдут?
Работа с детьми имеет свои особенности. Вы же не можете сказать: “Малыш, а какой твой запрос на работу?”, или “В чем причина твоих беспокойств?”.
Вот почему метафорические карты хорошо помогают в работе с детьми. С помощью карт можно развивать эмоциональную сферу ребенка, работать со страхами и с разными переживаниями, обучать ребенка правильному отношению к себе и к окружающим, объяснять “что же такое хорошо, а как лучше не поступать”. Также можно разбирать конфликты в садике и в школе. А еще развивать творческие способности.
Почему МАК настолько эффективны и универсальны в работе с детками?
Для малыша картинки - это просто игра. А играть любят все. И яркие интересные картинки тоже любят все. Глядя на картинку ребенок рассказывает о себе, своих переживаниях и проблемах.
Но без правильных вопросов метафорические карты могут быть лишь красочными рисунками.
Давайте посмотрим что можно спросить.
Возьмем колоду “Лики детства”. Она подойдет для исследования детских переживаний и отношений ребенка с собой и с окружающими.
- Что ты видишь на картинке?
- Как бы ты назвал эту картинку?
- Кто здесь главный герой?
- О чем он мечтает?
- Что чувствует герой? Что вызвало эти чувства?
- Что происходит с главным героем?
- Расскажи историю этого героя.
- Что может помочь герою справиться с его трудностями?
- Как бы ты поступил на месте героя?
Это лишь примеры. Таких вопросов может быть очень много. Постоянно работая с картами, у вас будет свой набор вопросов для разных ситуаций.
Как помочь ребенку выразить свои чувства, особенно если они неприятны?
Как пополнить его словарный запас?
Как рассказать о совести, щедрости, доброте и сострадании, о Боге и о других духовных ценностях и смыслах? Об этом лучше говорить с самого детства.
Возьмем колоду “Дружок”. Она создана специально для детей. А ее главный герой – милый щенок по кличке Дружок. У Дружка насыщенная жизнь, он попадает в разные ситуации, испытывает чувства и эмоции, взаимодействует с мамой, папой, маленьким братиком, дедушкой и бабушкой, друзьями и разными людьми.
Техника «История одного Малыша»
- А давай сочиним интересную историю!
Попросите ребенка выбрать в открытую несколько карт и разложить их в том порядке, в котором развивается история главного героя.
Задавайте ребенку вопросы по ходу его истории:
- Посмотри на карту и скажи, какие чувства испытывает главный герой?
- Что произошло в жизни героя?
- Расскажи историю про один день из жизни главного персонажа.
- Есть ли у него друзья?
- Где он живет?
- О чем он мечтает?
- Чего ему не хватает?
- О чем эта история?
- Чему она учит главного героя?
- Чем можно помочь главному герою?
- Как лучше поступить в данной ситуации?
Вы можете попросить выбрать еще карты, чтобы найти нужный выход и помочь герою.
Творческий подход вам в помощь! Это не только разовьет фантазию малыша, но и благотворно скажется на вас самих. Вы сможете узнать много нового про маленького человека, его мир, да и про свой собственный мир открытия не исключены.
Как понять, как влияют на ребенка взаимоотношения в семье?
Возьмем колоду "Детство глазами художника".
Техника «Детские переживания»
- Давай поиграем в картинки.
Попросите ребенка достать карту из колоды. Можно выбрать в открытую, а можно и вслепую.
В зависимости от конкретной ситуации задайте вопросы:
- Как себя чувствует ребенок в семье / в детском саду / в школе?
- Как он себя чувствует, когда общается с мамой / папой / бабушкой / друзьями в школе?
- Как он вообще себя чувствует сейчас?»
- Что ребенок на картинке делает, о чем он думает?
- О чем мечтает?
- Что хотел бы попросить у своих родителей?
- Какие чувства, мысли он, может быть, скрывает от других?
- Как он относится к миру вокруг себя? К другим персонажам на карте?
И т.п.
Если выпала карта, которая вызвала негативные переживания, то нужно из любой детской колоды достать карту (в открытую или вслепую), отвечающую на вопросы:
- Что поможет справиться с неприятными чувствами?
- Чем я могу помочь герою?
Несмотря на простоту описанных техник, именно такие упражнения очень эффективны в работе с детьми. МАК также хорошо помогают в достижении доверия и расположения ребенка. Карты можно использовать как под руководством психолога, так и самостоятельно. Они подходят как для детей, так и для взрослых. Работать с травмами рекомендуется только квалифицированным специалистам.
Посмотреть колоды можно здесь:
“Лики детства” https://mak.arcanes.ru/shop/44/desc/liki_detstva
“Дружок” https://mak.arcanes.ru/shop/82/desc/druzhok
“Детство глазами художника” https://mak.arcanes.ru/shop/15/desc/detstvo