Найти тему

Новые возможности в работе с детьми: МАК методика в действии!

Дети не знают как справляться со своими эмоциями. Как реагировать когда страшно, когда обидно или когда злость мешает воспринимать мамины слова.

И одна из важнейших задач родителей - научить малыша понимать свои чувства и корректно их выражать. Так развивается эмоциональный интеллект. Подавленные и невыраженные эмоции могут найти выход в другую “дверь”, например, в психосоматические заболевания или агрессивное поведение, или склонность к зависимостям. В свою очередь дети с развитым эмоциональным интеллектом вырастают в более успешных взрослых - и в делах, и в отношениях с людьми.

Часто родителей волнуют вопросы различных страхов у малышей. Например, ребенок боится выходить на улицу, потому что там собаки. И никакие уговоры и объяснения не могут помочь. Что же делать? Какие способы здесь подойдут?

Работа с детьми имеет свои особенности. Вы же не можете сказать: “Малыш, а какой твой запрос на работу?”, или “В чем причина твоих беспокойств?”.

Вот почему метафорические карты хорошо помогают в работе с детьми. С помощью карт можно развивать эмоциональную сферу ребенка, работать со страхами и с разными переживаниями, обучать ребенка правильному отношению к себе и к окружающим, объяснять “что же такое хорошо, а как лучше не поступать”. Также можно разбирать конфликты в садике и в школе. А еще развивать творческие способности.

Почему МАК настолько эффективны и универсальны в работе с детками?

Для малыша картинки - это просто игра. А играть любят все. И яркие интересные картинки тоже любят все. Глядя на картинку ребенок рассказывает о себе, своих переживаниях и проблемах.

Но без правильных вопросов метафорические карты могут быть лишь красочными рисунками.

Давайте посмотрим что можно спросить.

Возьмем колоду “Лики детства”. Она подойдет для исследования детских переживаний и отношений ребенка с собой и с окружающими.

  • Что ты видишь на картинке?
  • Как бы ты назвал эту картинку?
  • Кто здесь главный герой?
  • О чем он мечтает?
  • Что чувствует герой? Что вызвало эти чувства?
  • Что происходит с главным героем?
  • Расскажи историю этого героя.
  • Что может помочь герою справиться с его трудностями?
  • Как бы ты поступил на месте героя?

Это лишь примеры. Таких вопросов может быть очень много. Постоянно работая с картами, у вас будет свой набор вопросов для разных ситуаций.

Как помочь ребенку выразить свои чувства, особенно если они неприятны?

Как пополнить его словарный запас?

Как рассказать о совести, щедрости, доброте и сострадании, о Боге и о других духовных ценностях и смыслах? Об этом лучше говорить с самого детства.

Возьмем колоду “Дружок”. Она создана специально для детей. А ее главный герой – милый щенок по кличке Дружок. У Дружка насыщенная жизнь, он попадает в разные ситуации, испытывает чувства и эмоции, взаимодействует с мамой, папой, маленьким братиком, дедушкой и бабушкой, друзьями и разными людьми.

Техника «История одного Малыша»

  • А давай сочиним интересную историю!

Попросите ребенка выбрать в открытую несколько карт и разложить их в том порядке, в котором развивается история главного героя.

Задавайте ребенку вопросы по ходу его истории:

  • Посмотри на карту и скажи, какие чувства испытывает главный герой?
  • Что произошло в жизни героя?
  • Расскажи историю про один день из жизни главного персонажа.
  • Есть ли у него друзья?
  • Где он живет?
  • О чем он мечтает?
  • Чего ему не хватает?
  • О чем эта история?
  • Чему она учит главного героя?
  • Чем можно помочь главному герою?
  • Как лучше поступить в данной ситуации?

Вы можете попросить выбрать еще карты, чтобы найти нужный выход и помочь герою.

Творческий подход вам в помощь! Это не только разовьет фантазию малыша, но и благотворно скажется на вас самих. Вы сможете узнать много нового про маленького человека, его мир, да и про свой собственный мир открытия не исключены.

Как понять, как влияют на ребенка взаимоотношения в семье?

Возьмем колоду "Детство глазами художника".

Техника «Детские переживания»

  • Давай поиграем в картинки.

Попросите ребенка достать карту из колоды. Можно выбрать в открытую, а можно и вслепую.
В зависимости от конкретной ситуации задайте вопросы:

  • Как себя чувствует ребенок в семье / в детском саду / в школе?
  • Как он себя чувствует, когда общается с мамой / папой / бабушкой / друзьями в школе?
  • Как он вообще себя чувствует сейчас?»
  • Что ребенок на картинке делает, о чем он думает?
  • О чем мечтает?
  • Что хотел бы попросить у своих родителей?
  • Какие чувства, мысли он, может быть, скрывает от других?
  • Как он относится к миру вокруг себя? К другим персонажам на карте?

И т.п.

Если выпала карта, которая вызвала негативные переживания, то нужно из любой детской колоды достать карту (в открытую или вслепую), отвечающую на вопросы:

  • Что поможет справиться с неприятными чувствами?
  • Чем я могу помочь герою?

Несмотря на простоту описанных техник, именно такие упражнения очень эффективны в работе с детьми. МАК также хорошо помогают в достижении доверия и расположения ребенка. Карты можно использовать как под руководством психолога, так и самостоятельно. Они подходят как для детей, так и для взрослых. Работать с травмами рекомендуется только квалифицированным специалистам.

Посмотреть колоды можно здесь:

“Лики детства” https://mak.arcanes.ru/shop/44/desc/liki_detstva

“Дружок” https://mak.arcanes.ru/shop/82/desc/druzhok

“Детство глазами художника” https://mak.arcanes.ru/shop/15/desc/detstvo