Не надо обольщаться, что после смерти от нас один прах останется. Все крупные ученые — верующие. Все мои знакомые врачи, которые имеют дело с жизнью и смертью, — веруют. О клинической смерти оставлены тысячи свидетельств, доказывающих, что конца нет. Эйнштейн в существовании Бога не сомневался, и Пушкин, и Ломоносов, и Менделеев. А какая-нибудь Леночка семнадцати лет заявляет: «Что-то я сомневаюсь, что ваш Бог есть...» А ты почитай сначала, изучи вопрос, тогда и скажешь.
Есть молитвы, которые особо нужны сегодня. В нашем телеграм канале опубликована молитва преподобного Ефрема Сирина «Молитва о возвращение мирных времен». Молись о приближении мирных времен, https://t.me/molitvaikona/8071 .
Определение смерти имеет самое большое значение при пересадке сердца. Церковь рассматривает нашу смерть как тайну разлуки или выхода души из тела. Современная наука часто приравнивает смерть к смерти мозга. Эта смерть определяется механистической антропологией современной науки как необратимое прекращение функции мозга с безвозвратной потерей сознания. Но хотя необратимое прекращение функции мозга может быть определено на чисто биологическом уровне, на этом уровне нельзя стремиться к безвозвратной потере сознания, которая, согласно мнению Церкви на нашу природу, имеет отношение к душе.
Если мы приравниваем отделение души от тела к необратимому прекращению деятельности мозга, другими словами, если мы приравниваем взгляд Церкви на смерть человека к смерти мозга, это субъективная позиция. Согласно мнению Церкви на человеческую личность, душа, как особая сущность, присутствует во всем нашем теле и является тем, что связывает его вместе. Мозг - это не сосуд души, а ее орган. Некроз мозга означает, что душа больше не может выражать себя, но не обязательно, что она перестала существовать. Согласно современному медицинскому взгляду на человека, который рассматривает душу как психические явления или психическую активность, смерть мозга приравнивается к прекращению психической деятельности и, следовательно, к абсолютной потере любого сознания. Таким образом, очевидно, что разногласия по вопросу о смерти мозга в конечном итоге сведены к путанице, в сущности, и деятельности души. С точки зрения Церкви на человеческую природу, душа имеет особую сущность и активность. Однако, с точки зрения современной науки, душа - это просто деятельность. Некроз мозга, или смерть мозга, просто означает прекращение его деятельности. Для медицинской науки это означает полную потерю сознания, но, по мнению Церкви, это означает только прекращение ее активного процесса.
В конце концов, смерть как отделение или выход души из тела продолжает оставаться загадкой. Никто не может точно сказать, что это совпадает со смертью мозга. Это может совпасть, это может предшествовать и даже последовать. Люди, которые были клинически мертвы, а затем вернулись к жизни, подверглись разделению души от тела и имели интенсивный внетелесный опыт, о котором они затем смогли рассказать. Это может рассматриваться как признак отделения или выхода души из тела до смерти мозга, учитывая, что прекращение функции мозга не является обратимым и невозможно вернуться к жизни, если это произошло. Но люди вернулись к жизни после прекращения сердечнососудистой системы из-за инфаркта сердца. Это означает, что любое прекращение сердечнососудистой системы не является окончательным и безотзывным отделением души от тела. Но что, же тогда мы говорим об отделении души от тела, когда сердечнососудистая система пациента функционирует, потому что они находятся на жизнеобеспечении? Ответа на этот вопрос пока нет.