О повести Евгении Басовой «ИЗО» (2019)
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Одиннадцать лет — страшный возраст, опасный возраст. Ты уже не ребенок, ты это чувствуешь и осознаешь, но для всех ты — дитя. Удобное дитя, которое должно слушаться во всем родителей, ведь из дому ты не уйдешь. И вообще, по части протеста ты еще ноль. А то, что мир вокруг переменился, и ты тоже переменилась: обострилось восприятие, обнажились чувства, формируется своя модель мира, новая и во всем отличная от прошлой, детской — это вообще мало кого волнует.
Так и живет главная героиня повести Евгении Басовой — в вынужденном вакууме. Родители на работе, интересуются только отметками, в классе друзей нет. Героиню зовут Света. Света — художник. Большой и интересный. А художник — человек без кожи, воспринимающий все вдвойне остро. Накричали — Света ощущает физически, на ней остается унизительный шлейф этого крика, избили — вообще жизнь кончилась. Впрочем, не будем забегать вперед.
Итак, перед нами художник. Тонко чувствующий и очень одинокий. С ней никто не дружит. Ее не понимают в семье. Трагическое гофмановское одиночество, которое может закончиться трагедией. И почти заканчивается трагедией…
Света знакомится с новенькой, Катей, и Катя становится ее единственной подругой. Проблема в том, что Катя — совершенно чужая девочка из чужого мира и чуждой среды, считающейся неблагополучной. Мать без образования, вынуждена работать на неквалифицированной работе за копейки, отца нет. На обед — суп с почками сомнительного качества и отвратительного вкуса, отданными по знакомству по дешевке. Катино семейство относится к Свете, как обычно относятся к несовершеннолетним в их среде — как к даровой рабсиле. Эти люди привыкли тяжело, нудно и однообразно работать, скудно питаться и скучно жить. Они озлоблены и агрессивны. В жизни руководствуются животными инстинктами. Чужая среда. Чужие люди. Но именно их — за неимением близких в своем окружении - Света принимает за своих. И очень жестоко платится за это.
Девочки весь день вместе. Они мечтают об одном и том же, но по-разному. Света так счастлива, что кто-то с ней дружит, она так изголодалась по общению, что бросается на случайную знакомую, как нищий на кусок хлеба. Она даже не подозревает, насколько опасен, грозен и жесток чужой мир, в который она забрела совершенно случайно. И выжила в нем тоже по чистой случайности.
Книга написана в первую очередь для родителей. Интеллигентных, образованных и социализованных, уверенных в себе и своей жизни. Потому что именно у таких родителей происходят страшные вещи с детьми. Именно такие родители глухи и слепы, жестоки и примитивны. Они гораздо ниже своих тонких, чистых, детей, открытых всему миру, открывающихся всему человечеству, но чувствуют себя выше. Дети их раздражают. Вместо того, чтобы попробовать их понять, они навязывают свое понимание жизни. И дети остаются непонятыми. Остаются один на один с чужим миром. С его опасностями.
Детям из первого мира невдомек, что есть свои и чужие. Свой, безопасный, уютный, благополучный мир, где детей хорошо одевают, учат, развивают; где они ходят в художественные школы, участвуют в городских конкурсах, а возвращаясь домой, едят вкусный полезный суп. Чужой мир — мир озлобленных, ненавидящих все благополучное, все сытое и старательное, все добросовестное и обжитое. И стремящихся к одному: разрушить это недоступное благополучие.
Эти два мира разделены даже территориально, но Света так исполнена светом небесным, светом своей души, что он озаряет для нее весь мир одинаково. Обе территории. Свою и чужую. Она не делит мир на своих и чужих. А мир — делит.
Чужая территория деле темна и живет по своим законам. Законам, предписывающим чужака или использовать, или сорвать на нем все зло, все бессилие второсортника.
Света настолько влюблена в Катю, что та буквально гипнотизирует ее. У Светы словно парализована воля, и она не в состоянии сопротивляться чужим, даже если не согласна с ними. Девочка оказывается совершенно беспомощна, она совсем не умеет сопротивляться. Ей даже не приходит в голову, что можно хотя бы позвать на помощь взрослых. У нее пересыхает в горле, пропадает голос. Беспомощность становится физиологической.
Перед нами жертва семейного благополучия, родительского всезнайства, эгоизма своих и безнаказанности чужих. Два мира. Первый презирает второй, второй ненавидит первый. В первом слепое благополучие, во втором — стадное чувство, круговая порука и холодная ненависть к первым. А Света — жертва обоих миров.
К счастью, рядом оказываются взрослые, которые должны и прийти — и приходят на помощь ребенку. И сверстники, более волевые, наверное, более любимые в семьях, - тоже приходят на помощь. Света чувствует себя ровесницей, а постаревшей на много-много лет. Беда и одиночество старят.
Но свой мир приходит на помощь. Ограниченных родителей с их привычным ворчанием все же можно терпеть (привычка). В Светиной жизни есть мечты, рисование, все-таки появившиеся друзья («добрые, испуганные» за нее лица), художественная школа, знакомые, безопасные дворы, деньги на школьные завтраки. Все мирное, свое, и все отогреет, постепенно залечит раны.
Но останется след. Останется понимание, что есть свои и чужие, два мира, которым нельзя пересекаться. Жаль, что это понимание не воспитано своими.
Книга написана пронзительно, читать ее тяжело. Светины ощущения, восприятие обоих миров, переданы мастерски. Страшный образ чужого мира наваливается на читателя с такой убедительной мощью, что мы, образованные и благополучные, понимаем, что детей надо любить, понимать, уделять им время, силы, душу. Иначе придут чужие и убьют своих.