Найти тему

Узнай своего педагога поближе: Лилия Черемных о науке и работе в вузе

Оглавление

Лилия Даулятовна Черемных — старший преподаватель и заместитель директора Школы естественных наук ТюмГУ. Она преподает студентам экологию, учит работать в профессиональных экологических программах и разрабатывать обосновывающую экологическую документацию. На этом список не заканчивается!

В интервью — о пути в науке, новых экологических исследованиях и крутой атмосфере на занятиях!

Как я оказалась в науке

Я начинала обычным экологом на производстве. Шел карьерный рост не только мой, но и предприятия. Мне нравилось разнообразие задач на производстве, а вскоре позвали еще и преподавать в вуз. И тут я поняла, чем хочу заниматься всю жизнь. Это сильно затянуло!

Почему выбрала экологию

В школе душа лежала к иностранным языкам, географии и биологии. Мне нравился французский язык, а из любви к двум другим предметам вытек экологический интерес. И, честно говоря, когда я поступала в университет, думала, что экологи — это люди, сидящие на льдине с табельным оружием и охраняющие белых медведей.

Недавно спросила студентов: «С чем у вас ассоциируется деятельность будущего эколога?» Они говорят: «Ну, это когда ты ходишь с экостаканчиком и шопером». Это, конечно, совсем про другое. Вот, наверное, поэтому есть желание продолжить то, чем я занималась в Школе, и сделать что-то хорошее для всех людей планеты.

Что сейчас исследую

Главный интерес — экономика природопользования и использование экономических механизмов для реализации природоохранных мероприятий. Исходя из этого, я выбрала узкую отрасль — экосистемные услуги городской среды. Про них у нас есть видео.

С одной стороны, я рассматриваю, как экосистемные услуги можно оценить количественно: сколько углерода секвестрирует участок леса или сколько загрязняющих веществ может уловить городской парк. С другой стороны, анализирую, как эти данные использовать для монетарной или денежной оценки. А уже дальше оцениваю эффективность предлагаемых природоохранных мероприятий.

-2

Чем горжусь в работе

По-настоящему горжусь участием в проекте TEEB-Russia по оценке экосистемных услуг. Читайте тут, если интересно! Кейс города Тюмени теперь известен по всему миру. Еще рада, что удалось поработать в Институте экологического городского и регионального развития им. Лейбница под руководством невероятного Карстена Грюневальда в Дрездене. Благодаря этому опыту я поняла — есть куда расти, где развиваться и что изучать.

Почему у меня такая крутая атмосфера на занятиях

Думаю, я располагаю к себе студентов тем, что они не воспринимают меня как строгую учительницу. Скорее, как прикольную девчонку, которая интересно рассказывает и вовлекает в активности, заставляет подумать над тривиальными вещами под новым углом. Такая легкая подача создает почти семейную атмосферу. Я чувствую ее после каждой пары и выхожу с занятия заряженная, как звезды после концерта.

На самой первой паре в своей жизни у меня случился шок. Захожу в аудиторию и понимаю, что испугалась ребят в шапочках, белых халатах, масках – до этого я никогда не была на парах у медиков. А потом взяла себя в руки и начала рассказывать тему, дальше провела активность и увидела горящие глаза студентов.

Когда есть ответная реакция, получается здорово.

О чем мечтаю

Если честно, я всегда мечтала стать всемирно известным ученым и эта мечта до сих пор со мной. Хочется сделать какой-то переворот в науке или что-то очень значимое и невероятное.

Сейчас передо мной стоят не только мечты, но и задачи, которые хочется брать и реализовывать. Например, сделать обучение очень полезным и классным, вывести естественные науки на новый уровень. Но это, конечно, не только моя задача, а всего коллектива и университета. Хочется, чтобы Школа естественных наук взлетела на очень высокий уровень.

Что смотрю и слушаю

Муж меня подсадил на аниме-культуру. Мы запоем пересматриваем старые многосерийные аниме: Bleach, Hunter X Hunter, Bungou Stray Dogs и другие. Сейчас выходят новые сезоны и хочется освежить в памяти все то, что было ранее. Если говорить про музыку — я фанат тяжелого металла еще со школы. Мне нравится, что этот стиль позволяет справиться со стрессом и подходит для тренировок в спортзале — настраивает на физическую активность. А еще я обожаю настольные игры! У меня дома уже целая коллекция, которую я активно использую в учебном процессе.

-3

О Школе естественных наук: как началась работа с вузом

Работа с вузом началась в 2015 году, я тогда только поступила в аспирантуру. Около года я совмещала аспирантуру и работу экологом на предприятии, которое занимается разработкой экологических проектов. На 2 курсе аспирантуры меня затянуло преподавание и я полностью перешла в университет.

В феврале 2022 года мы проектировали ядерную дисциплину «Принципы естественно-научного познания». Руководил группой Денис Кузьмин, который выделил стиль моей работы. Наверное, поэтому он пригласил меня на проектную аналитическую сессию в апреле 2022 года, где обсуждались идеи Школы естественных наук.

Мне понравилась концепция ШЕН и настрой, с которым к нам пришел Денис Владимирович. Чувствовалось желание трансформировать.

Люблю вписываться в такие инициативы, поэтому сразу же согласилась. Считаю это высокой точкой для роста.

Что посоветую молодым ученым

Советую много читать! В книгах и особенно в научных статьях по своей тематике находить новые идеи и интегрировать их в свои исследования — не стремитесь каждый раз изобретать велосипед.

Важно коммуницировать с другими учеными и ни в коем случае не закрываться на одном проекте. Старайтесь выносить мысли на обсуждение. Например, когда я презентую доклад на конференции, получаю полезные комментарии, которые иногда переворачивают ход исследований.
И самое главное — учите английский!