Существует мнение среди множества специалистов о том, что дислексия является отклонением от нормы и накладывает ограничения на развитие ребёнка.
А есть ещё мое личное мнение, основанное на моих наблюдениях и исследованиях, где дислексия – это показатель определённых отличий, а возможно и положительных уникальных возможностей головного мозга и нестандартных решений.
Конечно, я не нейрофизиолог, и не берусь утверждать, что мои предположения являются на 100 % точными. Поэтому предпочитаю делиться с вами дорогие читатели, как с моей собственной теорией. И возможно те из вас, кто сталкивался или живёт с людьми, у которых наблюдается дислексия, дисграфия, найдут подтверждение в моих словах, а возможно не согласятся и опровергнут. Я буду благодарна вам, в любом случае. Обратная связь в данном вопросе для меня очень важна, благодарю вас заранее.
Ошибки в определении дислексии
У нас не принято разграничивать интеллектуальные способности и трудности, связанные конкретно с дислексией. Т.е. ребенок, который имеет трудности с чтением или произношением слов и предложений автоматически попадает в разряд тех, кто имеет нарушения способности к обучению. Но это не правильно. Есть дети, у которых серьезные нарушения в когнитивной сфере связаны с органическими поражениями головного мозга, есть те, кто страдает различными видами расстройств врожденных, чей интеллект никогда не будет выше заложенного, и.т.д… Но без разбора и элементарных знаний ребенку ставят ЗПРР, когда это очень умный и способный человек.
Дислексики опережают в развитии сверстников, просто активация их нервной системы слегка отличается. И выражается это в письме, чтении, восприятии аудиальной информации. Когнитивные функции не нарушены, как могут быть нарушены при психиатрических расстройствах. Многие псевдоспециалисты часто грешат тем, что навязывают свое некомпетентное мнение, не разбираясь совершенно, как в строении головного мозга, так и в функционале передачи нервных импульсов, не имея представления, как в совокупности происходит весь процесс в целом. Пугают родителей не существующими диагнозами, когда ребенок опережает в развитии других. Такому ребенку требуется психокоррекция и поддержка, разъяснение ему и родителям, что он не отстает в развитии, а может лучше и больше остальных, просто имеет такую вот особенность.
Недавно ко мне обратилась мама мальчика, которому 6 лет. Она с отчаянием мне твердила, что ее ребенок вероятно очень серьезно болен. Мальчик развитый, общительный. Когда я ей задала вопрос после первичной беседы с ребенком: «кто вам поставил такие диагнозы», мама ответила: «логопед». Тут занавес. После консультации мама ушла воодушевленной. И таких случаев очень много.
Хорошо, если логопед добросовестный и прежде чем начинать работать, предлагает отправить ребенка(при подозрениях возможных отклонений) на консультацию к неврологу, психологу,сурдологу, психотерапевту, психиатру. Объясняет, что ничего страшного в этом нет. Но в моей практике к сожалению, ребенок с испуганной мамой обращается только после «работы» логопеда. Таких случаев много.
Очень важная сторона - это диагностика проблемы, с которой пришли на прием, которой многие пренебрегают. А также выявление причин дислексии, с чем хорошо справляется каузальная коррекция. И опять же не все специалисты могут верно и правильно диагностировать и находить отличия психически здорового ребенка с дислексией, потому как не было должного опыта или знаний, не случалось сталкиваться с такой проблематикой.
Дислексики, какие они?
Проживая, в течение многих лет с человеком, который страдает от дислексии можно заметить, что склад его ума весьма отличается от обычных людей. У него всегда своя точка зрения отличная от других. И его мозг опережает слова, сказанные или написанные на листе. Я бы сказала, что он забегает вперёд, в своих предположениях.
И часто эти предположения в будущем становятся истиной. А в голове дислексика слова могут иметь перевёрнутые значения, буквы меняться местами, а он может этого даже не замечать. Но это не значит, что такой человек страдает от разного вида расстройств. Просто так устроен его мозг. Возможно вы замечали, что он склонен очень сложные задачи, проблемы, ситуации разрешать намного быстрее чем остальные окружающие. Но иногда, он может затратить гораздо больше времени на решение самых простых и казалось бы обыденных, каждодневных задач. Он не придает значения тому, что для обычных людей является ценностью. Потому как он бежит далеко вперёд.
Правое и левое полушарие мозга у дислексика могут быть задействованы в равных пропорциях. Если научиться правильно распоряжаться своим даром, я бы назвала это именно так, то дислексия не только не уменьшится, но и может привести к уникальным способностям, которые можно в дальнейшем развить.
Миру известно достаточно много людей, которые благодаря своим мозгу и владением им стали всемирно известными среди них мы можем назвать: Маяковский,Тарантино, Форд, Билл Гейтс,Стив Джобс.
А когда вам в школе учитель или школьный психолог жалуются на то, что ваш ребёнок не успешен, отличается от других детей, то не стесняйтесь задавать вопросы, просить показать работы вашего ребёнка. Даже школьные психологи, которые никогда не сталкивались с детьми с дислексией, не всегда могут точно и верно определить с помощью письменных тестов и выявить такую особенность ребёнка. Если же вы знаете или заметили, что она существует, научитесь быть терпимее к этому ребёнку. Разговаривайте чаще с ним. Спрашивайте почему и зачем такая интересная и отличная от других его личная точка зрения. Я думаю вы получите много интересной и важной информации, с помощью которой вы сможете научиться самостоятельно корректировать его развитие, либо обратиться к специалистам за помощью.
При правильном научении, ребёнок будет способен на многое, даже на то, что вы никогда бы не смогли рассчитывать. Я вас уверяю. Как правило, способности такого ребёнка намного выше остальных. Его интеллектуальные и эмоциональные всплески иногда бывают очень сложными для восприятия родителями. Как правило он очень выносливый: как физически, так и эмоционально. Но достигается это довольно нелегко.
У таких людей часто могут быть довольно непростые отношения с окружающими от того, что они не такие как все. Вербальная связь у них восстанавливается урывками, а это значит, что они не могут держать долго контакт быть в эмоциональной связке даже с близкими людьми. Им кажется это просто неважным или не интересным. Им важнее то, что сейчас происходит в голове, какую информацию способен выработать их мозг и то, что важно только для них.
Довольно распространённым явлением среди дислексиков является владение левой рукой, т.е. они могут писать как правой так и левой рукой, при этом не прилагая особо каких-то усилий.
Многие считают их холодными или отстраненными людьми, потому как они не любят долго удерживать внимание на другом человеке, иногда даже не замечают вопросов которые им задали - они считают это незначительным, неважным, для того, чтобы заострять на этом свое внимание. Вернее так работает их нервная и операционная система. Часто таким детям очень сложно адаптироваться в новых компаниях, и сближаться с новыми людьми, такое действие может занять очень продолжительное время, а иногда самого контакта между ребёнком и его окружением может вообще не произойти. Тогда он замыкается в себе – как видят это окружающие. На самом же деле ему неплохо и одному, но внешне это может выглядеть, как то, что он отвержен или не принят обществом. Для него это обычно, нормально.
Конечно, важно социализировать и вводить в общество ребенка постепенно, потому как человек- существо социальное и от важности быть в социуме, быть частичкой одного целого, часто зависит дальнейшее развитие человека и общества в целом. Для чего и важно проводить грамотную диагностику и психокоррекцию.
Доброту, любовь и ласку никто не отменял. Ваша роль, как родителей - убедить себя и ребенка, что он может все, как и остальные дети. Терпение и бережное отношение 50 % успеха.
Благодарю за прочтение ❤️ Любите и верьте в своих детей❤️