Вторая половина 80-х и 90-е — время самого настоящего расцвета для видеоигровых обложек за рубежом. Как и в случае с телерекламой тех лет, иллюстрации чаще всего не отражали, как в действительности выглядит игра, — они стремились передать ее дух, обозначить тему, задать настроение. Иногда результат выглядел очень специфически (для примера — галерея странных обложек видеоигр), но хватало и по-настоящему красивых работ.
Видя только картинку, легко было подумать, что тебе предлагают фильм или книгу, — не зря издательства старались подражать популярным в те годы постерам, а то и вовсе сотрудничали с популярными среди геймерской аудитории художниками. Так, обложку для американского издания экшена Golden Axe II рисовал Борис Вальехо, чье имя знакомо всем, кто хотя бы мало-мальски интересовался героическим фэнтези.
Он же рисовал обложку для RPG Might and Magic VII, а еще — для легендарной своей сложностью игры Ecco the Dolphin (дельфин получился очень героическим).
А обложка самой первой Castlevania — с этим артом игра появилась как в Японии, так и в США, — явно выполнена в духе картин Фрэнка Фразетты (внимательные зрители даже нашли среди работ Фразетты похожего героя в похожем ракурсе, так что неизвестный автор, как минимум, вдохновлялся творчеством художника).
Издательство Psygnosis иногда покупало для обложек уже готовые работы — так, например, на обложке космического симулятора Awesome появилась картина Джона Харриса The Building of FTL1 (Харрис специализируется на научно-фантастических темах и оформил немало книг культовых сейчас писателей-фантастов).
О книжных иллюстрациях напоминают и обложки Alone in the Dark — родоначальницы всех игр жанра survival horror. К сожалению, неизвестно, кто их автор, — частая история в те годы.
Cоздатели шутера Heretic заказали обложку известному среди поклонников «темного фэнтези» художнику Джеральду Брому. Он же рисовал, например, культовые обложки Diablo 2 и Doom 2.
Очень эффектное оформление было у зарубежных версий Tetris. Например, с такой обложкой игру продавали в Японии.
А так выглядел NES-порт аркадного «Тетриса» от Tengen (подразделения компании Atari). За обложку отвечал Марк Эриксен. Он позднее рассказывал, что постеры с этой иллюстрацией очень популярны — мол, многие жены ретрогеймеров соглашаются, чтобы такая репродукция висела в гостиной. Судьба самой игры была куда грустнее, ее сняли с продаж в США спустя 4 недели после старта. Истец в лице Nintendo смог доказать, что у Tengen нет прав на распространение консольных версий Tetris.
На обложках многих версий Prince of Persia Джордана Мехнера (например, для Amiga и Atari ST) разместили иллюстрацию Роберта Флорчака (он специализировался, в основном, на оформлении книг).
Японской SNES-версии Prince of Persia тоже повезло — обложку рисовал популярный японский иллюстратор Кацуя Терада. Он много рисовал и для других игр — например, его работами украшены гайдбуки по ранним The Legend of Zelda. Его публиковали в артбуках, изданных в честь разных хитов, — от Fire Emblem до файтингов Arc System Works, пригласили оформить несколько карт для Magic the Gathering. И даже если вы не смотрели анимационный фильм Blood: The Last Vampire, для которого он рисовал дизайн персонажей, то наверняка видели его оригинальные иллюстрации или роскошный постер к live-action фильму Ghost in the Shell со Скарлетт Йоханнсон в главной роли).
Японские издания часто могли похвастаться красивым оформлением. Вот, например, ролевая игра Final Fantasy II для NES — тот случай, когда внимания заслуживает и «лицевая» сторона коробки с картриджем, и обратная, которая дает понять, что игрокам предстоит исследовать обширный мир. Художник Еситака Амано (знаменитый, конечно, не только работой над играми — он невероятно плодовит) настолько прочно ассоциируется у многих с серией Final Fantasy, что ему до сих пор заказывают логотипы новых выпусков, а также промо-иллюстрации.
Многим знакомы и роскошные иллюстрации художницы Аями Кодзимы к выпускам серии экшенов Castlevania. Кстати, оформленная ею Castlevania: Symphony of the Night для первой PlayStation — отличный пример разницы между тем, как обложка японской игры могла выглядеть на родине и что казалось более приемлемым американским локализаторам. Томные красавцы в камзолах — как-то недостаточно про вампиров, то ли дело — типовой мрачный замок! В Европе, для сравнения, главного героя не стали убирать с обложки — просто сам логотип сделали повнушительнее.
Иногда складывается впечатление, что западным художникам почти не показывали ни японские иллюстрации к тем играм, которые требовалось оформить, ни сами игры. Художник Том Дюбуа рисовал рекламные арты и обложки для американского подразделения Konami в начале 90-х и рассказал в интервью, что в его случае дела обстояли именно так. «Мне буквально несколько раз давали посмотреть запись геймплея на видеокассете. Сами игры никогда не давали. Геймплей всегда был на японском. Еще мне показывали референсы персонажей, но это были простые и не очень хорошо исполненные скетчи. Это вобще ни в какое сравнение не шло с теми материалами, которые мне предоставляли в Disney, когда я на них не работал». Дюбуа отмечал, что его работу курировали арт-директоры из рекламного агентства, с которым сотрудничала американская Konami, — японцы в процесс вообще не вмешивались и никак не влияли на то, что в итоге появлялось на обложке. Среди любимых работ художника — обложка к Sunset Riders (также он отвечал за обложку к американскому изданию Battletoads для NES).
На родине выпускам Castlevania очень везло с иллюстраторами — например, для Castlevania: Dracula X обложку заказали Акихико Ямаде.
Он же рисовал, например, обложки для первых четырех выпусков Wizardry, когда их портировали с различными улучшениями на PC Engine (TurboGrafx), разбив на два сборника по две части в каждом.
Стильная обложка, чем-то напоминающая иллюстрации Гигера, досталась японской версии Guardian Legend для NES. Сама игра рассказывает о том, как одинокий Страж — то в форме робота-гуманоида, то в форме звездолета — путешествует по «похожему на планету конструкту» Надзи, который был отправлен к Земле злобными пришельцами. Иллюстрация Наоюки Като как раз показывает предполагаемого Стража (другое дело, что управлять все равно предстоит пиксельной фигуркой, которая не так великолепна). Правда, о жанре Guardian Legend по картинке догадаться сложно — в некоторых эпизодах это shoot'em up, а в некоторых — то, что сейчас назвали бы приключенческим экшеном. Впрочем, обложка для американского издания немногим красноречивее — вдобавок ее автор самым нахальным образом позаимствовал арт с постера к фильму Creature 1985 года.
По обложке Steel Empire для Sega Mega Drive (она же Sega Genesis) тоже не скажешь, что это shoot'em up — скорее она напоминает о мультфильмах Хаяо Миядзаки (для Запада обложка была совсем другой — рисовал ее Марк Эриксен).
Внимания заслуживает и обложка знаменитого платформера Lost Vikings — игры, которая в свое время прославила Blizzard. Японских изданий несколько — одно использует ту же картинку, что и оригинал, а вот для другого нарисовали иллюстрацию в совсем другой стилистике, более близкой сердцу японской аудитории (чтобы увидеть ее, листайте галерею).
Яркие обложки в духе старых кинопостеров были фишкой издательства Koei. Вот так, например, выглядела обложка к New Horizons (1993) — RPG, события которой разворачиваются в начале 16 века. Хотя выбирать в ней предлагают из шести героев, в центре внимания на обложке — не мужчины, а как раз единственная героиня, дерзкая пиратка Каталина.
У предшественницы New Horizons — Uncharted Waters — обложку и вовсе можно спутать с иллюстрацией к одному из романов Дюма. Художник — Нориеси Орай — нарисовал для Koei еще немало красоты. Даже если вы никогда не играли в исторические стратегии вроде Romance of the Three Kingdoms или Nobunaga's Ambition, то, возможно, видели их обложки. Хидео Кодзима заказал Ораю несколько иллюстраций для различных выпусков Metal Gear Solid. С творчеством художника его познакомили не только обложки игр, но и кинопостеры — тот делал их для многих культовых фильмов, включая «Звездные войны» и разные выпуски «Годзиллы».
Но, пожалуй, самая узнаваемая ретрообложка — к самой первой Doom (за нее, а также за логотип отвечал Дон Иван Панчац — американский иллюстратор, с которым сотрудничали многие известные печатные журналы, от Time и National Geographic до Heavy Metal и Playboy).