И сегодня приносит большое удовлетворение мысль о том, что многолетний созидательный труд советских людей не прошёл даром. Его позитивный опыт не может быть отброшен, его нельзя терять, многими его результатами можно и теперь гордиться, несмотря на все издержки.
Вижу на ЛЛ у этой книги какую-то странную накрутку, что только ей вредит. На самом деле, меня удивляет, что у этой книги до сих пор нет рецензий и настоящих читателей, так как она явно заслуживают внимания. Сейчас о советском прошлом пишут многие, и историки, и журналисты, но я, скорее поверю вот такому человеку, как Динмухамед Кунаев, чем какому-нибудь современному историку-конъюнктурщику, пытающемуся попасть на гребень волны в угождении тренду.
Автор этой книги – член Политбюро, представляющий организацию Казахстана, отвечал за социально-экономическое положение в республике и выполнение народно-хозяйственных планов. Мемуары свои он писал в 1991 году, и надо признать, проявил определённую смелость, так как в 90ые уже стало модным говорить о «новом пути» и отрицать положительный советский опыт. Всё же, есть свой отпечаток времени и в мемуарах Кунаева. Не осмелюсь предположить, насколько он был искренен в своих мемуарах, и чего требовали условия публикации, внесла ли редакция свою лепту, но популярных ещё в 80ые рассуждений о ленинизме вы у автора не найдёте, говорит Кунаев и о репрессиях, для него они также были неприятным открытием из сталинских времён.
Не смотря на вышесказанное, Кунаев начинает свои мемуары как раз с той боли, которую он испытывает, читая или слыша современные (на тот момент) оценки советского прошлого, клевету и рассказы о том, что, всё было зря, особенно от тех людей, которые ещё недавно с пылкостью писали обратное.
Что нельзя отнять, так это дух времени и настроения современников Автора, с его слов несложно понять, во что верили люди и что пытались построить, что их мотивировало и вдохновляло. Наверное, нам, выросшим в современных условиях, сложно представить, что может быть здоровая конкуренция без хождения по головам, тяга к знаниям без желания пренепременно заработать миллион, что артисты, писатели и другие видные деятели культуры могут общаться со студентами и молодёжью в стенах какого-нибудь ДК или института, а не в клубе для VIP-персон. Всё это было в жизни Автора.
Рассказывает Д. Кунаев и о себе и о своих товарищах, о корнях. Не обошли его такие масштабные трагедии как голод в родном Казахстане и ВОВ. Во время голода он находился студентом в Москве, понимал, что неурожай охватил не только его родину, но и другие республики. В годы ВОВ на фронт он отправлен не был – трудился в тылу. Как выразился Автор, именно свинец Казахстана пулями, убивающими врага, приближал день великой Победы.
Не смотря на сложное экономическое положение в Казахстане и в остальном СССР, поражает смелость и уверенность советского народа в будущем. Так, иностранным инвестициям, которым ныне поют оды, не дали «поковыряться» в казахской степи, а «ковыряльщики» отыскивались в лице английских предпринимателей. Так, британец Уркварт пророчил, что советское руководство займётся разработкой тяжёлой промышленности Казахстана лет разве что через сто, но он ошибся, уже в следующем году после его милой просьбы пустить его в Прибалхашье, уже начались разведочные работы своими силами.
Бесценны рассказы Автора о том, как строились посёлки, а вместе с ними, школы, ясли, клубы, у него на глазах разворачивалось соревнование за передовые методы труда, рождался рабочий класс и техническая интеллигенция из коренного населения. По ходу своего повествования Кунаев приводет внушительные цифры статистики и видно, что республика шагает семимильными шагами. Вот, например, две красноречивые цитаты:
Только в первые два года прибыло в республику 360 тысяч механизаторов, строителей, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства. В республику мощным потоком поступала сельскохозяйственная техника, которой щедро снабжало Советское правительство покорителей целины. Ученые Академии, конечно, не оставались в стороне/…/Ученые участвовали в разработке научно обоснованной системы ведения сельского хозяйства, по природно-хозяйственным зонам и областям республик. Академия наук республики направила в землеустройство десятки комплексных экспедиций и отрядов. /…/Первую реальную отдачу республика получила в 1954 году, успешно выполнив план подъема целины и резко увеличив производство и заготовку зерна по сравнению с «доцелинным» периодом. Республика круто шагнула вперед. Заготовлено было четверть миллиарда пудов хлеба, что в два с половиной раза превышало рекорд 1951 года.Тяжелая промышленность начала производить 700 видов новой продукции. Семилетка явилась качественно новым этапом ускоренного индустриального развития народного хозяйства Казахстана.За семь лет экономический потенциал Казахстана удвоился, а промышленность дала продукции больше, чем за все годы со дня образования Казахстана. /…/Съезд КПК отметил, что улучшилось материальное благосостояние трудящихся. В 1965 году по сравнению с 1958 годом средняя зарплата увеличилась на 28 процентов. В 1965 году получили новые квартиры 450 тысяч человек.
Рассказывает Автор и о своих поездках за границу, в Англию, Египет, Иран. Даже враждебный социализму режим Пехлеви принял советское руководство радушно.
И, конечно, не обошлось без ложки дёгтя, по мемуарам Кунаева можно почувствовать, что со временем, что-то идёт не так. Москва навязывает свои порядки, высшее руководство больше не слушает «низы». Без прикрас Кунаев пишет о Горбачёве, о том, что это был за человек. Он мог радушно улыбаться, а в удобном случае просто воткнуть нож в спину. Без тени сомнения он избавлялся от старых товарищей.
Из этих же мемуаров можно составить представление о том, как проходили съезды. Как выслушивались доклады. Опять же, здесь удивляет первый президент Горбачёв, проявляющий открытое неуважение к членам съезда, его манера прерывать выступающего, позволение себе длинных вступительных речей, лишённых смысла.
Даёт Автор оценку и перестройке, называя происходящее трагедией. Нет, он не говорит напрямую, что это реставрация капитализма и это несколько не по-коммунистически, он поверхностно указывает на организационные моменты, мол, там не учли, там не усмотрели, Лигачёв провёл неправильную кадровую политику. Так что, был ли сам Автор коммунистом, сложно сказать.
Тем не менее, я советую ознакомиться с этими мемуарами. Мне кажется, по большей части они написаны искренне и с душой. Вы увидите, как мыслил и на что надеялся советский человек, узнаете больше о положении Казахстана в СССР, о его вкладе в развитие страны. Не смотря на некоторые огрехи, ставлю книге 5 из 5.
Напоследок, ещё одна понравившаяся мне цитата:
Всеобщее образование, культурная революция, дворцы и санатории для рабочих — ведь это все было, было. Когда к нам на стройку приходили чабаны и их дети и в короткие сроки овладевали сложными специальностями, затем поступали в техникумы и вузы, а наши звезды на казахской декаде в Москве прославляли республику и им аплодировал сам Сталин — кто мог в этой атмосфере всеобщего энтузиазма хоть на минуту допустить мысль, что мы строим «империю зла»?