«Парк культуры» – конечная станция первой очереди Московского метрополитена. Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года.
По проекту станция носила название «Крымская» или «Крымская площадь». Доподлинно неизвестно, почему в итоге её назвали в честь парка, который находится на противоположном от станции берегу Москвы-реки. До 1980 года станция называлась «Парк культуры им. Горького». В период проходившей в Москве Олимпиады, названия всех станций метрополитена переводились на английский и французский языки. Название «Парк культуры им. Горького» было слишком длинным и могло вызвать путаницу, т.к. существовала еще одна станция с созвучным названием «Горьковская». Чтобы не создавать сложностей для движения пассажиров, название станции сократили до современного.
Конструкция станции «Парк культуры» колонная, трехпролетная, неглубокого заложения. Во время строительства станции, чтобы не нарушать нормального течения жизни, Крымскую площадь покрыли деревянным настилом на сваях, под которым был вырыт котлован, а все работы велись ночью.
Станция при открытии имела два наземных вестибюля. Основной был расположен на пересечении Зубовского бульвара и Комсомольского проспекта (бывшая ул. Чудовка), он представлял из себя прямоугольный павильон, выдержанный в правильных пропорциях, с глубоким портиком. Четыре мощные колонны, облицованные гранитом, определяли главный фасад.
Боковые стены были остеклены, а глухая торцевая стена была украшена барельефами в верхней части. Внутреннее пространство этого вестибюля завершалось цилиндрическим сводом, украшенным массой кессонов. Широкая лестница вела в подземный вестибюль и переходы, облицованные белым марблитом, а также серым мрамором. В конце 1940-х годов при строительстве Кольцевой ветки метрополитена павильон был разобран и на его месте сооружен совмещенный павильон для Кольцевой и Сокольнической линий.
Второй наземный вестибюль станции сохранился до наших дней, он располагается на ул. Остоженка. Авторы проекта - архитекторы С.Г. Андриевский и Н.Я. Колли, при участии архитектора Ф. Саммера, учитывая особенность расположения, сделали его в виде легкого паркового павильона, цилиндрической формы, окруженного колоннадой. Внешние колонны, расположенные по кругу, имеют пятигранную форму. Стена, образующая основной объем сооружения, украшена сплошным остеклением в верхней части, которое является источником естественного освещения. Дополнительно устроен световой барабан на крыше здания, который раньше освещал световой фонарь внутри вестибюля. В настоящее время световой фонарь зашит. В оформлении вестибюля, для облицовки внутренних колонн и лестничных перил использовался черный марблит в виде узких длинных плиток, поставленных вертикально. Это позволяло сохранить круглую форму колонн (в 1950-е годы был заменен темным мрамором «Садахло») создавая строгость и графичность интерьера, контрастирующего с легкостью, непринужденностью экстерьера.
В оформлении подземного вестибюля (сейчас кассовый зал станции «Парк культуры» Сокольнической ветки) и перехода к платформенному залу, архитекторы уделили значительное внимание полу, украсив его геометрическим узором из керамической плитки. Рисунок в виде крупных полос, охватывающий всю поверхность пола, выполнен из белой и бордовой метлахской плитки. В 1968 г. в вестибюле была установлена флорентийская мозаика с изображением Максима Горького.
Авторы проекта южного вестибюля, архитекторы Г.Т. Крутиков и В.С. Попов, также создали проект оформления платформенного зала. Станция, как и все станции мелкого заложения первой очереди, имеет один перрон по центру и плоское перекрытие, опирающееся на два ряда квадратных в сечении колонн.
Колонны платформенного зала облицованы желто-коричневым мраморизованным известняком «Кадыковка», украшены крупными лепными капителями оригинального рисунка, выкрашенными под бронзу. Схожие капители венчают и пилястры путевых стен. Базы колонн – из темного калужского мрамора. Путевые стены первоначально были украшены мозаичными пилястрами, дублирующими колонны перрона, просветы стен между ними были облицованы светло-серыми шестигранными фарфоровыми плитками (похожие плитки также были применены для отделки путевых стен станций «Смоленская» и «Чистые пруды»). Пол перрона покрывал асфальт, на полах мостиков переходов была уложена красно-коричневая метлахская плитка.
Плоский потолок станции разделён продольными и поперечными ригелями, проходящими по осям колонн. Над всеми мостиками переходов потолок дополнительно декорирован квадратными профилированными кессонами. Особенностью архитектурного оформления станции стало использование разнообразного освещения: по центру потолка шли крупные светильники с трубчатыми плафонами, по центру над мостиками переходов и над путями были установлены круглые плоские светильники, а в каждом из кессонов – по малому шарообразному светильнику.
Как и многие станции московского метро, «Парк культуры» претерпела некоторые изменения. На платформу, которая изначально была заасфальтирована, положили черный гранит, как и на мостиках, ведущих к южному вестибюлю. В 1953 г. фарфоровые шестигранные плитки были заменены на белые глазурованные пирамидальные плитки, по нижнему краю вдоль цоколя выложена полоса из мрамора «Газган». В 1954 г. бетонные базы пилястр путевых стен были заменены на мраморизованный известняк «Садахло», над керамической плиткой по верхнему краю установлен профилированный карниз из мрамора «Коелга», а износившаяся мозаичная облицовка пилястр путевых стен была заменена на Тагильский мрамор. В 1960-е годы люстры заменили люминесцентными лампами, а плафоны демонтировали.