История предприятия начиналась 29 мая 1929 года, когда СНК СССР было подписано постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Новое предприятие должно было выпускать по 40 тысяч мощных гусеничных тракторов в год! 15 мая 1933 года с главного конвейера завода сошел первый серийный трактор «Сталинец-60», а 1 июня того же года состоялся пуск предприятия.
До конца 1936 года ЧТЗ выпустил 61 тысячу тракторов С-60, а в 1940 году с конвейера сошел стотысячный трактор. Новая техника потоком пошла в сельское хозяйство, нуждавшееся в механизации.
В годы Великой Отечественной войны в Челябинск эвакуировали заводы из Ленинграда, Москвы, Харькова и других городов. Еще до войны на ЧТЗ приступили к выпуску боевой техники: с 1940 года производили артиллерийские тягачи и тяжелые танки КВ.
С лета 1941 года велся ритмичный выпуск тяжелых танков для фронта, а в декабре началось производство дизельных двигателей. В 1942 году на предприятии, ставшем на полтора десятилетия Челябинским Кировским заводом, за 33 дня было поставлено на конвейер изготовление танка Т-34, а в 1943 году за 25 дней разработана и запущена в производство самоходная артиллерийская установка СУ-152. За годы войны было создано тринадцать типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизель-моторов, произведено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизель-моторов, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов.
После войны предприятие вернулось к выпуску тракторов для сельского хозяйства, промышленности и строительной отрасли страны. В 1946 году было запущено производство трактора С-80. Такие машины участвовали в строительстве Волго-Донского канала, поднимали целину и залежные земли. К концу 1950-х на ЧТЗ были разработаны новые промышленные тракторы С-100 и ДЭТ-250.
К концу 1960-х годов назрела необходимость коренной реконструкции производства. Была разработана новая машина — трактор Т-130, для выпуска которого требовалась модернизация производства. К 50-летнему юбилею в 1983 году предприятие превратилось в крупное тракторостроительное объединение с заводами-филиалами в Еманжелинске, Челябинске и поселке Вахрушево. В 1984 году с конвейера сошел миллионный трактор ЧТЗ, а в 1988 году предприятие установило рекорд: за один год произведено 31,5 тысячи машин.
После войны выпуск оборонной продукции был существенно сокращен, но ЧТЗ не прекращал поставлять танки и танковые двигатели для Советской армии. С конца 1950-х годов выпускался танк Т-10А, в 1960-е годы разработана и запущена в серийное производство боевая машина пехоты, в 1980-е годы завод выпускал нижнетагильский танк Т-72. Всего в послевоенные годы на заводе было выпущено более 18 тысяч танков и БМП, более 232 тысяч двигателей.
После 1990-х годов завод вместе со страной разделил испытания рыночных преобразований. В 2000-е годы разработан целый ряд инженерных машин марки «ЧТЗ». Начат серийный выпуск трактора Б-10М2, бульдозеров Б-12, Б-11; разработан, построен и испытан опытный образец ДЭТ-400.
После 2010 года ЧТЗ значительно увеличил долю продукции оборонного назначения. В частности, двигатель В-92 и его модификации используются на танках семейства Т-72 и Т-90, разработан двигатель мощностью 1500 лошадиных сил для танка Т-14.
Сегодня ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию «Ростех» и продолжает славные трудовые традиции легендарного предприятия. Исторический момент распорядился так, что оборонное значение завода вновь стало ключевым. Свое 90-летие коллектив Челябинского тракторного завода встречает самоотверженным трудом, выполняя поставленные государством задачи.
По материалам пресс-службы ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК».