Найти тему

Как баба Груня ведьмой стала (окончание)

Эх, была бы она дома, тем-то у нее полно всяких трав засушенных, чтобы отвары делать. А здесь только и остается, что в сене искать нужное...

Начало.

Вот пустырник, да много его! Вот чабрец пахнул своим ароматом, обнаружилась мята, ромашки достаточно... Пусть не целые листья, а кусочки, но зато хорошо просушенные, а то бы до весны не продержались. Ура, даже душица нашлась!

- Хмель-то есть у вас? - спросила Груня хозяйку. Та закивала, как же без него, хлеб же печь надо. И показала целый мешочек сушеных шишек.

Сделала Груня два отвара успокоительных, один - чтобы пить с утра, но чтобы днем не было сонливости, а второй - на ночь, чтобы спать спокойно.

- Дня на три хватит, а потом пусть кто-нибудь придет ко мне за новыми отварами. А сейчас пойдем лечить твоего мужа.

Мужчина, много повидавший и вынесший в окопах, не стал противиться лечению. Как многие, вернувшиеся с войны, он стал верить в чудеса, хотя и скрывал это от людей. И молитвы, заговоры, которые произносила нараспев на незнакомом языке молодая чернявая девушка, легли облегчением на его исстрадавшуюся душу. Дым же, которым его окуривала Груня, показался ему самым сладким ароматом...

Утром хозяйка со слезами благодарила девушку, говоря, что муж впервые после возвращения спал спокойно. Она выдала ей не только обещанный мешочек муки, но и кусочек сала. Груня сначала хотела отказаться от запретной еды, но вспомнила голодные глаза своих братьев и сестер. Если это поможет им продержаться до лучших времен - пусть едят сало! А грех этот она отмолит...

Когда Груня пошла работать на ферму, другая доярка пожаловалась, что ее маленький сын очень плохо спит по ночам, она тоже не спит из-за этого. А работа на ферме - это от рассвета до заката, летом и так достается не более пяти часов сна.

Груня подумала и принесла ей успокаивающий сбор трав. Объяснила, как заваривать, как поить. И сон у ребенка наладился, ему перестали сниться кошмары.

Другой женщине помогла от болей в желудке. Травы-то она собирала, как и мама, простейшие сборы запомнила.

Но однажды к ней привезли женщину из дальнего села. Точнее, везли-то к ее маме, не знали, что ее уж нет. Муж умолял полечить жену, заговорить болезнь. Женщина сильно заикалась, толком не ела, соседка сказала, что ее наверняка сглазили.

Напрасно отнекивалась Груня, говоря, что не умеет лечить заговорами. Муж женщины сначала уговаривал ее, а потом стал угрожать, что донесет на нее властям. Делать было нечего, пришлось согласиться хотя бы попытаться вылечить.

Груня решила, что от молитв еще никому плохо не было, поэтому решила использовать именно их. Зажгла кусочек гриба-трутовика, окуривала дымом женщину, сама в это время читала известные ей отрывки из Корана. И сама не ожидала, что женщина успокоится и заговорит нормально. Первым делом она спросила, нет ли чего поесть. Похоже, вера в силу знахарки, к которой приехали, была сильной и у женщины.

Когда ее попросили принять роды, она уже не удивилась и не отказалась. Не раз ходила с мамой, помогала ей, знала, что и как надо делать. Конечно, в первый раз было страшно самостоятельно принимать ребенка, но она сама себя успокоила, сказав, что вот коровам-то она помогала, хотя они говорить и объяснить не могут. Так появился на свет мой папа. И так началась дружба между моей бабушкой и бабой Груней.

Знахарка, или ведьма, как ее прозвали в деревне, помогала многим. Мирила поссорившиеся семьи, помогала своими советами и житейскими мудростями. Не боялась взять иголку с ниткой и зашить серьезные раны, лечила ожоги и обморожения, вправляла вывихи. И благодарила свою маму, что успела ее все же многому научить.

Бывало, прибегали к ней тайком и чтобы попросить приворотное зелье, и вытравить плод "нечаянной" любви, и даже, чтобы навести порчу на кого-то. Груня твердо отказывалась, говоря, что это - черное колдовство. Если она будет это делать, то потеряет свои способности лечить людей и даже свою душу.

Вместо этого она долго беседовала с пришедшим за помощью человеком, понимая, что к ней обратились от отчаяния. Старалась помочь найти другой способ справиться со своей бедой.

Но было несколько случаев, когда она грозила другим людям. Например, мужчине, избивавшему свою жену до потери сознания, она сказала:

- Смотри, хватит тебя кондрашка, перестанут ходить руки-ноги, останешься на ее руках... И как бы она отыграться за свои мучения не захотела!

Как подменили мужика! Видно, представил себя беспомощным в постели, над которым издевается жена. Или просто выгоняет его из дома, как лишний рот...

Обижавшему одиноких женщин пригрозила лишить мужской силы (об этом упоминается в рассказе "Порча"). Тот хотел посмеяться, мол, нельзя ей этим заниматься, это же колдовство, грех! А баба Груня спокойно ответила:

- Нет, это не грех, а богоугодное дело - защитить слабых! На это разрешение дается, и даже благословляется!

Много было всякого, многое повидала баба Груня. Только в личной жизни ей не повезло. Была любовь большая, дело шло к свадьбе... Но погиб ее милый, сгорел за три месяца от чахотки, подхваченной в Сибири, где он отбывал за то, что был в плену. Не смогла Груня вовремя распознать болезнь, вылечить любимого. И потом никому сердца своего не открывала... Так и жила одна.

Зато для своих братьев и сестер она стала настоящей опорой в жизни. Младших вырастила с помощью старших братьев, отучила, женила. У всех сама принимала детей, лечила от болезней, учила всяким премудростям жизни.

Ушла баба Груня тихо, во сне, просто не проснулась утром. А провожать ее пришла не только вся деревня, приехали из разных краев те, кому она помогла за долгие 92 года своей жизни...