Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Трансактный анализ. Как найти своего внутреннего взрослого, и для чего это нужно?

Оглавление

Человек в состоянии взрослого способен защищаться от манипуляций, психического и физического насилия. Это - самый очевидный плюс умения входить в состояние взрослого.

Этот термин включен в концепцию трансактного анализа Эрика Берна. Кроме взрослого у человека есть ещё два состояния по этой модели - ребенок (дитя) и родитель.

Тогда как эти два состояния - это автоматические реакции, основанные на опыте прошлого (не всегда адекватные ситуации), то взрослый - это аналитик, просчитывающий варианты и не поддающийся эмоциям. Он способен регулировать силу проявления своих эмоций, может выбирать, когда и где проявлять их. И за счет этого в самых разных ситуациях способен принимать решения на основе логики, анализа и рассудка, что почти всегда приводит к хорошему результату.

Особенность этого состояния в том, что в нем человек больше всего соприкасается с реальностью. Он не действует, оглядываясь на прошлое и тревожась за будущее, как ребенок и родитель. Он находится в конкретной ситуации в данный момент и выдает решения конкретно для этой ситуации, не приплетая другие случаи.

Эта способность делает взрослого самым адекватным из всех состояний личности человека.

В то же время, взрослый способен примирить внутреннего ребенка и внутреннего родителя, которые часто конфликтуют: родитель стремиться следовать правилам, ребенок стремиться к своим желаниям и часто это два противоположных направления.

Рассмотрим, как каждое из состояний проявляется в реальной ситуации.

Например: на дороге одного водителя подрезал другой, произошла авария.

  • Человек в состоянии ребенка начнет плакать или впадает в ступор. Для него существует только ужас от этой проблемы, но не её решения.
  • Родитель в человеке начнет ругать подрезавшего за то, что он не умеет водить.
  • И только человек во взрослом состоянии сможет понять, что нужно проверить себя на травмы, затем осмотреть машину, вызвать полицию, возможно, скорую. Так же он легко заметит, что с другим водителем можно решить вопрос при помощи конструктивного диалога.

Это не значит, что ему не будет страшно или он не злится. Это просто значит, что он на время он отложит эмоции и займётся решением проблемы. Когда проблема решена, он в безопасном месте сможет позволить себе выпустить наружу эмоции от той ситуации. И тогда эти эмоции не повредят ни ему самому, ни его делам, ни окружающим.

Ответственность в разных состояниях

Три состояния личности по-разному берут и ответственность.

  1. Ребенок готов взять ответственность за других, но не берет ее за себя. Как в детстве дети несут домой котенка, не задумываясь, чем будут его кормить и кто будет за ним убирать. Во взрослом возрасте ответственность в состоянии ребенка проявляют все, кто страдает от синдрома спасателя. Они понятия не имеют, что происходит с ними самими, но готовы мчаться на помощь кому угодно по первому зову.
  2. Родительское состояние немного лучше справляется с ответственностью. За себя родитель вполне отвечает. Но родитель это всегда тот, кто заботится о ком-то более слабом и несёт ответственность за него. В этом смысл родительства. Поэтому в родительском состоянии человек отвечает не только за себя но и за кого угодно ещё, даже если по сути его это совершенно не касается. Это например, работники, которые остаются на работе на выходные потому, что кто-то из коллег не доделал отчёт.
  3. Взрослый тоже берет на себя ответственность - за себя. Но он не стремится отвечать за других. (Не считая случаев, когда речь идёт о стариках, питомцах и детях). Даже если он видит, что другие как-то не совсем адекватно несут ответственность, человек во взрослом состоянии готов смириться с этим и просто отойти на безопасное расстояние, чтобы самому от этого не страдать.

Например, ситуация:

Человек ощущает детское желание сходить в кино, отдохнуть, развеяться. Из состояния взрослого он выбирает лучший вариант, когда это можно сделать. Например, в выходной вечером.

Так же детская часть хочет, чтобы ей составили компанию. И человек звонит другу, приглашая его в кино. Друг не может, сразу решиться и как-то уходит от ответа. Тут у нашего человека есть три варианта реакций:

  1. Ребенок: начать упрашивать друга и канючить, чтобы он согласился. В этот момент ребенок пытается взять на себя ответственность за другого, но не думает о том, что у него могут быть планы или просто нет желания идти. Если из-за этого решения в будущем у друга будут проблемы, человек в детском состоянии будет очень удивлен, что друг приходит с ними к нему.
  2. Родитель: человек властно потребует, чтобы друг быстрее определялся. Так часто ведут себя родители - у них нет времени на детскую расслабленность и несобранность. Когда друг скажет, что у него могут быть проблемы из-за такого решения, человек в родительском состоянии пообещает решить их за друга и сделает это.
  3. Взрослый: в этом состоянии человек спокойно отнесётся к тому, что не все люди умеют планировать свое время и кто-то может не знать, хочет он в кино или нет. Человек во взрослом состоянии скажет другу: ну если решишься - приходи.

Человек в этом состоянии в любом случае пойдет в кино, вне зависимости от того, пойдет ли с ним друг. И человек в этом состоянии предоставляет другу самому нести его ответственность за себя.

Взрослый в человеке бывает развитым и не развитым. Это состоянии можно сравнить с мышцей - его можно прокачать. И делается это с помощью регулярных попыток анализировать и сравнивать разные варианты действий и вещей, а так же с помощью тренировки способности выбирать, как реагировать на ту или иную эмоцию.

Эта структура в личности человека начинает формироваться около семи лет, когда ребенок начинает учиться аналитическому мышлению.

В этот момент он склонен требовать объяснения правил, и требований взрослых, и предлагать детские, но по-своему логичные альтернативы.

Например, ситуация, когда ребенок предлагает уставшему родителю не ходить на работу именно об этом. Ребенок не знает всей глубины ситуации и в его картине мира такая стратегия вполне реальна. Ребенок пытается понять, зачем взрослые ходят туда, где им может не нравится. В этот момент он прокачивает свое аналитическое мышление.

И в этот период для родителей очень важно помогать ребенку осваивать этот важнейший навык. Вот почему очень важно вести стратегию воспитания детей с позиции объективности, а не с позиции тотального авторитета, который не нуждается в объяснениях. Говорить ребенку на все его вопросы: потому что я знаю, как лучше! - верный способ сделать структуру взрослого в этом ребенке очень слабой.

Стратегия обнаружения и развития внутреннего взрослого

  1. Наблюдайте за другими людьми и учитесь определять, из какого состояния они действуют. Из ребенка взрослая женщина может вдруг начать выплачивать платьице у мужа, рассчитывая растопить его сердце милыми гримасами. Из родительского состояния мужчина скажет ей: платье после того, как сдашь на права. Из взрослого состояния женщина могла спокойно попросить о подарке, а ее мужчина спокойно отказать ей или спокойно согласиться, если анализ его финансового состояния показал бы ему, что сейчас это вполне возможно.
  2. Когда научитесь замечать разные состояния в других, начинайте обращать внимание на себя: в какой момент в каком состоянии вы находитесь и как это проявляется именно у вас.
  3. Запоминайте, как телесно ощущается состояние взрослого. Запоминайте признаки, как якоря, по которым вы сможете возвращаться во взрослом состояние. Если вы создадите в теле те же ощущения, что есть в состоянии взрослого и поставите на проигрыватель в голове пластинку взрослых мыслей, через некоторое время вы целиком войдёте в состояние взрослого.
  4. Тренируйтесь входить в состояние взрослого по собственному желанию. Чем чаще вы будете это делать, тем легче в непростых ситуациях вы сможете отложить чувства и включить голову.

Изучение Трансактного анализа поможет вам вплотную приблизиться к себе, понять, как работают ваши механизмы мышления и чувств, как переплетаются эго-состояния трёх ваших субличностей, и самое важное приблизят вас к управлению своей жизнью.

Рекомендую! Пробуйте! Ну а я буду расширять свою копилку ТА в этом блоге, пытаясь описывать это направление простым и понятным языком.

Подписывайтесь на блог Кликайте «Спасибо».
Я всегда признателен вашей активности.
Пишите в комментариях своё мнение о этой статье.

Загляните в мой телеграмм

© Все права защищены.
Эксперт по зависимость/созависимость Буренков Д.В.
На консультацию Вацап: 8-918-253-73-83

Автор: Дмитрий Викторович Буренков
Психолог, Эксперт зависимость созависимость

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru