Он не профессиональный художник, но его квартира в обычной благовещенской многоэтажке — настоящая выставочная галерея. Ради любви и семьи талантливый студент худграфа отказался от учебы в Ленинграде, но не отказался от своего призвания — он всю жизнь создает прекрасное.
«Самые сильные эмоции — когда ты видишь, что твоя работа кого-то по-настоящему поразила, удивила», — признается 75-летний пенсионер Виктор Дьячков.
От карниза до иконы
Еще с порога квартиры Дьячковых понимаешь, что здесь живет человек с творческой душой и золотыми руками. В прихожей — огромная икона Албазинской Божией Матери с собором и ангелом-хранителем, вырезанная из дерева, под ней — резной столик со шкатулкой. И даже часы, зеркало, арка со светильником и карнизы на окнах — из дерева.
Мы встретились впервые, однако хозяин сразу переходит «на ты» и бесконечно шутит. В этом весь Виктор Петрович — обаятельный и открытый.
— Вот смотри, какой тигр. Меня привлекает грация диких животных, — показывает на ювелирную резьбу художник.
Кропотливо, день за днем, месяц за месяцем Виктор Дьячков вырезал из фанеры волков, кабанов, глухарей и фазанов и саму природу. Выбор неслучаен — автор много лет прожил в тайге.
«Фанера — это не дерево, с ней работать очень тяжело, мало кто таким занимается», — объясняет мастер. Рядом — рисунки акриловой краской дикой природы и зверей. В коридоре и спальне — романтические женские портреты.
Наперекор судьбе и худграфу
— Я родился в Свободном. Но когда мне был год, родители переехали в Селемджинский район — в поселок Огоджа, — рассказывает Виктор Дьячков.
О том, что станет художником, он знал еще с детства — всегда тянуло рисовать. После школы огоджинский парень легко поступил на художественно-графическое отделение Благовещенского педагогического училища. Но неожиданно для всех круто изменил судьбу — на первом курсе написал заявление в военкомат и ушел служить в Военно-Морской Флот.
«Мне с ним было нестрашно»
После демобилизации вернулся в Огоджу, поработал в Свободном. А затем восстановился в училище. И в общежитии встретил свою судьбу — Татьяну. Она была на последнем курсе того же худграфа.
Спустя год после свадьбы у Дьячковых родился сын, а еще через пять лет дочь.
Без диплома, но с золотыми руками
— Бывших художников, как и милиционеров, не бывает. Я всегда занимался творчеством — для себя, — говорит мастер с золотыми руками.
— К нам домой, как в музей, на экскурсию ходили! Чего у нас только дома не было! — признается сын Валерий. — А еще батя собирал технику: вездеходы, аэросани. Если гремит на улице, значит, Дьячков опять что-то собрал — и весь поселок бежал смотреть.
Кабинет в городской квартире стал для Виктора Петровича мастерской, где он все эти годы творит свои картины — и лобзиком, и кистью. «Я сначала ругалась на постоянную пыль, но потом махнула рукой», — улыбается спутница жизни, которая для мужа все эти годы и благодарный зритель, и критик.
Виктор Дьячков признается: сколько за эти годы создал картин, даже не считал. Они украшают дома у детей, друзей и близких.
— Самое главное в моем творчестве — когда посторонний человек впервые видит твою работу. Ты смотришь, какие эмоции она у него вызывает, и понимаешь — ты не зря трудился. Благодарность большая… — говорит автор.