Когда речь заходит о школьной неуспеваемости, родителям становится не по себе. Ситуация с двойками в большинстве семей эмоционально заряжена и для ребенка и для родителя. Логическое понимание приоритета знаний предмета перед получением по нему пятёрок не освобождает от переживаний гаммы эмоций - гнева, стыда, тревоги, страха … Самая печальная ситуация, когда неудовлетворительная оценка оказывается реальностью по итогам года.
Примечательно, что в психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки термина «неуспеваемость», нет единого перечня причин, которые к ней приводят, нет и универсальных эффективных рекомендаций по профилактике.
Существует психологическая типология неуспеваемости, которая основана на взаимосвязи особенностей мыслительной деятельности школьника и его отношения к обучению. В этой классификации рассматриваются сочетания качества мыслительной деятельности школьника (низкое, высокое, среднее), и его отношение к учителю, или учению в целом (положительное или отрицательное).
Все вышесказанное относится к области теории. Потому что на практике, какая бы причина не стояла за плохими оценками, важно понимать что родитель не в силах «повысить» успеваемость ребёнка. Сделать это может только сам ребенок, с опорой на родительскую поддержку, при том что единственно правильного способа действий не существует.
В опросе перечислены десять вариантов поведения, которые были названы учителями и родителями в реальных ситуациях, когда годовая оценка знаний ребенка оценивалась как неудовлетворительная по двум и более предметам.
Предлагаю пройти опрос и в комментариях поразмышлять об аргументах в пользу того или иного способа, психологических последствиях для ребенка – краткосрочных и долгосрочных.
При написании комментариев прошу воздержаться от критических замечаний как в сторону родителей, допустивших развитие ситуации до крайней точки, так и в сторону педагогов. Реальность такова какова она есть, складывается из непредсказуемых заранее моментов, и обвинять в случившемся кого-либо бесполезно.
[opros_#50826]
Автор будет благодарен педагогам, родителям, школьникам, желающим принять участие в исследовании психологических проблем школьной неуспеваемости.
Автор: Наталья Староверова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru