Найти в Дзене

Святой Нектарий Эгинский: о сглазах, о благодарности, признательности, снисходительности, сострадательности, о Божьем мире и долготерпении

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ГЛАВА VI.

Часть третья.

B. Добродетели чувств

17. О дурных взглядах [сглазах] и о тех, кто дурно смотрит

Сглаз есть, несправедливая вражда к тому, кто пользуется чем-то хорошим, вечная и неистребимая вражда. Сглаз — непростая страсть, соблазняющая, таким образом, что кто-то презирает даже собственное спасение. Сглаз портит хорошее. Божественный Златоуст говорит о сглазе следующее: «Другая страсть, правящая жизнью людей, разъедающая сердце, как ржавое железо, есть сглаз, она, конечно, имеет много зол, но в одном она полезна, потому что вредна тому, кто ею владеет. Потому что зло смотрящий мало вредит тому, кто смотрит на него, а самого себя поглощает печалью и воздыханием о благополучии ближнего. И радости ближнего не убавляет, себя же со сглазом пожирает».

Дурно смотреть хуже, чем воевать, потому что у того, кто сражается, когда решается причина войны, растворяется и вражда, а у того, кто дурно смотрит, нет иной причины [для вражды], кроме собственной ярости и своей сатанинской воли. Это всегда работает. С чем можно сравнить такую душу? С какой змеей? С каким червем? Нет ничего гнуснее и злее такой души. Потому что от этого ниспровергались церкви, рождались ереси, и это вооружало руку брата. У лукаво смотрящего хитрый глаз, который смотрит на добро. Он завистлив, он не заботится о спасении своей души, он заботится только о погибели другого.

Даже если вы называете лукаво смотрящего демоном и зверем, вы не согрешаете. Лукаво смотрящие хуже зверей, потому что они [т е. звери] нападают на нас либо для того, чтобы найти пищу, либо потому, что мы напали на них, и они испугались. Даже когда они много раз получали пользу, они обижали своих благодетелей и преследовали их. Человек с лукавым оком смотрит только на одно, чтобы исполнить каждое свое желание, приведет ли оно его в ад или уничтожит. Глаз лукаво смотрящего тает от печали. В вечности он будет пребывать со смертью, он считает, что все являются его врагами, даже те, кто не сделал ему ничего плохого.

18. О признательности и благодарности

Признательность – это хорошее и доброе чувство благодетеля к благодетелю. Благодарность есть благорасположение возвратить благодетелю полученное благодетелем благодеяние и признание этого.

Признателен тот, кто хочет поблагодарить, и тот, кто хочет поблагодарить, также благодарен. Признательные и благодарные имеют доброе сердце, здоровый ум, покорную душу, они добрые и всегда и везде помнят оказанную им милость, благословляя имя благодетеля. Они молят Бога о его здравии и о его долгой жизни. Их сердца любят благодетеля, и их уста восхваляют его.

Они поминают его в своих молитвах и упоминают его в своих молениях. У них короткий нрав, приятный вид и любовь к благодетелю. Они нежны в манерах, вежливы в поведении, всеми любимы. Признательные и благодарные являются полезными членами общества, они делают добро и поступают справедливо, они возвращают добро с готовностью и бегут на помощь своему благодетелю прежде всего, в том, о чем он попросит.

Благодетель стал их другом, и они заботятся о его чести и репутации. Они радуются радости благодетеля и печалятся вместе с ним, когда он скорбит. Благодарных любит Бог, Который покрывает их каждый день их жизни. Бог благословляет их дом и дает им земные блага. Кто благодарен благодетелю, тот благодарен и Богу, благодарит Его за Его милости и благословляет Его имя.

Признательный и благодарный человек благочестив и праведен, боится Бога и делает угодное и совершенное в очах Божиих. Бог почтит его.

19. О непризнательности и неблагодарности.

Непризнательность есть забвение оказанной милости и отсутствие какого-либо дружеского чувства к благодетелю. Неблагодарность – это нежелание вернуть полученное благодеяние. У непризнательного бесчувственная душа, потому что он нечувствителен к полученной милости. У непризнательного несочувствующее сердце, потому что в нем не рождается сочувствия к благодетелю и не растёт чувство любви к нему.

Его сердце пусто для любви. Непризнательный не любит даже Бога, который наполнил его благами, удовлетворив его желания, потому что, если он не любит своего благодетеля, которого видит, то как может он любить Бога, Которого не видит?

У непризнательного извращенный ум, потому что он убеждает себя нелепыми мыслями о том, что он не должен оказывать ни милости, ни благодарности к своему благодетелю.

Непризнательный человек опасен для своего благодетеля, потому что благодеяние, не рождающее в сердце любви, порождает ненависть. Благодетель, принося пользу неизвестному лицу, приобретает дополнительного врага и теперь должен защищаться от него. Доброта порождает в сердце последнего печаль, а печаль порождает гнев, гнев порождает ненависть, ненависть порождает вражду к благодетелю. Неблагодарный подобен непризнательному, нечувствительному к благодеяниям. Он не желает возвращать благодеяние и возвращает зло вместо добра.

Он отказывает благодетелю в милости и не признает, что должен благодарить его. Неблагодарность есть зло и даже страшное [зло], потому что в то время как неблагодарный человек так много облагодетельствован и должен быть обязан за столькие и великие благодеяния, которые он получил, он отвечает [за них] неблагодарностью, оскорблениями и бесчестием.

Но делать благотворительность благодетеля поводом для неблагодарности есть излишняя непризнательность. Неблагодарные настолько наглы, что не только презирают своих благодетелей, но и поднимают брови, когда видят их, презирая их.

Вместо того, чтобы любить их, они ложно обвиняют их и вместо добра воздают злом. У неблагодарного, когда его развлекают и угощают, из его уст исходят оскорбления против того, кто ему помог. Неблагодарный подобен дырявому сосуду, из которого, сколько бы он ни черпал предлагаемых ему благ, они возвращаются к нему пустыми.

Плутарх говорит о неблагодарных: «Ты благодетельствуешь неблагодарным, ты помазываешь мертвых миром, ты кормишь змею и благодетельствуешь нечестивым, это есть одно и то же».

Благодеяние не побуждает неблагодарных к добру, но возбуждает их к дерзости по отношению к благодетелям. Неблагодарные бесстыдны, ибо за неблагодарностью следует бесстыдство, а это, как мы полагаем, величайшее из всех зол. Неблагодарные настолько не любят благодетелей, что считают годы их жизни и желают им смерти. Таковы неблагодарные и непризнательные.

20. О снисхождении и снисходительности.

Снисходительность - добродетель, обозначающая благожелательность, мягкость, кротость, умеренность, благодарность, доброту. Снисхождение - добродетель большой нравственной ценности, свидетельствующая о благородстве мужественной и доброй души. Снисходительный переносит с кротостью обиды, которые он претерпевает, не только от тех, кто может иметь власть или превосходство, но и от тех, кого считают  низшими.

Снисходительный всегда с долготерпением и кротостью переносит и терпимо относится к недостаткам и порокам своих братьев. Снисходительный терпим ко всем, говорит сладкозвучно, переносит с благоразумием тех, кто его раздражает, и прощает долги своим должникам, прощает грешников и судит их поступки со снисхождением. Он подходит ко всем в соответствии с законом снисходительности и показывает себя приятным, милым, полным кротости и доброты. Снисходительный человек на деле показывает, что он истинный ученик Господа, что в нем живет дух благоделательности. Снисходительный, к тем, от кого он получает удары, относится со снисхождением, молчанием, долготерпением.

Григорий Богослов учит, говоря: «Будем побеждать обижающих нас снисходительностью, а еще более милосердием; пусть прощение будет для нас целью, а сила - данной нам заповедью оказывать другим ту же милость, которую мы сами получили и в которой сами нуждаемся».

Снисходительный человек получит снисходительный суд и получит прощение своих грехов.

21. О сострадательности

Сострадательность есть чуткость доброй души, любящей своего ближнего. Сострадательность есть великая добродетель, это движение души, которая желает добра своему брату и трудится для него. Сострадательность — великая добродетель, потому что она приравнивает сострадательного к Богу. Сострадательный человек подражает примеру нашего Спасителя Иисуса, который имел сострадание и искупил мир от гнета зла, несчастий, страданий, страстей, злых духов, невежества и неведения. Сострадательный сочувствует страждущему и считает свое страдание страданием ближнего, бежит ему на помощь и чувствует облегчение, когда ближний перестает страдать.

Сострадательный, как добрый самарянин, который сжалился над попавшим в руки разбойников и спас его от гибели, [будучи] всегда готовым прийти на помощь тем, кто его просит.

Сострадательный наслаждается делами милосердия и исполняется радости, когда облегчает страдания страждущего человечества. Сострадательный стремится устранить несчастья в мире и распространить радость и веселье во все уголки земли.

Сострадательный возлюбил человека и готов, как истинный ученик Господа, принести себя в жертву ради сохранения мира и радости в мире. Щедрый ко всем, помимо собственного пожертвования, он также просит жертвовать других благодетелей, чтобы помочь голодающим. Он не считается с усталостью, усилиями, которые он прилагает для благотворительности, потому что счастливая улыбка того, кто наслаждается благодеянием, снимает всякое чувство боли и наполняет его сердце тайной радостью.

Сострадательный всюду спешит, куда бы ни позвал его вздох человечества, которое страдает, он не довольствуется удовлетворением потребностей страдающего тела, но желает и стремится к исцелению, утешению души своего ближнего.

Сострадательный основывает благотворительные учреждения с целью заботы и лечения тела и души своих братьев. Сострадательный гнушается скупых, как беспощадных и несочувствующих, и любит милосердных, как братьев Иисуса Христа. Он освобождает пленников, утешает скорбящих, восставляет падших, заботится об утомленных и утирает слезы скорбящих. Милосердный, сострадательный и человеколюбивый, он идет на жертву, чтобы спасти тех, кому грозит гибель.

Григорий Богослов говорит о сострадательном человеке: «Он оказывает более милосердия, которым бывает доволен Бог больше чем чем-либо иным».

Сострадательный человек - блаженный человек, потому что отсюда он почувствует радость блаженных, а в будущей жизни будет наслаждаться вечным блаженством. Сострадательный человек в день воздаяния услышит сладкий голос Спасителя: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25, 34).

22. О миротворце.

Миротворец - это сын высшего призвания, сын Небесного Царства. Христос Спаситель благословляет миротворцев, говоря: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими» (Мф.5,9). Мир заключен в нем и царит в его сердце. Миротворец примиряет всех. Он имеет мир внутри себя, мир по отношению к Богу, мир по отношению к ближнему, мир по отношению к тем, кто его любит, и мир по отношению к тем, кто его ненавидит.

Он трудится для восстановления Царства Божьего на земле и буквально посвящает себя тому, чтобы одержать победу. «Как прекрасны на горах ноги возвещающаго и проповедующаго мир, и возвещающаго благое» (Ис. 52, 7-8). Он праведен и любит справедливость, из которой рождается мир.

Он любит правду и говорит на языке истины, а истина приносит мир. Он ищет мира со всеми, мира по Богу, того, который торжествует во имя Божие и никоим образом не терпит зла, ищет мира, переплетающегося с добродетелью.

Он любит закон Божий и со страхом исполняет Его повеления, соблюдая Божественные заповеди, он обретает много мира в своем сердце, он живет для мира, и имя его на его устах вкуснее меда и сота. Уста его восхваляют его, а сердце вожделенно желает его. Его наслаждение - в мире, и его поучение - в его имени. Им он украшает себя, им он прославляется, в нем возвышается его дух. Никакого другого блага он не жаждет, сердце его переполнено. Мир Божий наполняет его. Его счастье неизменно, стабильно, постоянно и непоколебимо, потому что оно есть плод мира, результат Божественного дара, Божественного дарования. Миротворец будет жить в благости мира во веки веков.

Мир возлюбленный, сладостное наименование и дело. Мир возлюбленный, небольшой труд и украшение. Мы имеем в виду, конечно, мир Божий, Бог которого есть Бог, поскольку Сам Бог есть мир. Мир, соединенный с праведностью - это Божественная вещь. Вершина того, что дает нам радость - это мир, который, когда его нет, не может быть заменен ничем из того, что могло бы дать наслаждение. И, конечно же, мирской мир ничего не значит перед ним [миром Божиим]. Те, кто явным образом принимают благо [Боджественного] мира, близки к Богу и явно отвращаются от раздоров.

Нет ничего равного миру, нет ничего более гармоничного. Истинный мир — это мир по отношению к Богу. Нам нет никакой пользы, если мы миролюбивы ко всем, но враждебны по отношению к Богу. Точно так же нам и не будет никакого вреда, если все будут бороться с нами, но мы будем в мире с Богом. Если человек стал причастником мира, дарованного Богом, ему не нужны никакие другие блага. Мир – это благой Божий дар, который принимается на небесах и дается нам по Божественному снисхождению.

Мир Христов является надежным, непоколебимым, неподвижным, постоянным, бессмертным и не имеет конца. Поскольку он является даром свыше, то нет предела миру Христову, ибо если бы он был от мира, то служил бы ему с самого начала от создания мира. Но теперь тот, кто получил мир свыше и мир Божий и сохранил его, будет жить с ним вечно.

Мир, о котором упоминает Соломон, ограничен временем, но мир Господень распространяется на всю вечность.
Мир мира приходит туда, где раньше было смятение, мир же Христа убеждает нас не только примириться с нашими ближними, но и с самими собой, чтобы плоть не восставала против души.

Пусть никто не думает, что всякий мир дорог, ибо я знаю мятеж, который хорош, и единодушие, которое крайне вредно. Не всякий мир совершенен и хорош, но часто он небезопасен и далек от Божественной любви, особенно если мы заключаем мир и соглашаемся на отказ от истины.

Есть война чистая и мир более мучительный, чем любая смертельная битва. Миротворцем называют главным образом того, кто приводит к мирному соглашению мятеж своей плоти и духа, прекращая гражданскую войну своей природы, когда закон тела, противостоящий закону ума, уже не действует, но подчинившись более сильному царству, становится слугой Божественных повелений. Мир – это начало благ, которые Бог хотел дать в изобилии земле. Ангельский гимн свидетельствует об истине [«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2,14)]. Господь наш Иисус Христос дал Свой мир Апостолам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27).

Мир, как Божественный дар, пребывает в сердцах очистившихся и покидает [сердца] нечистые и оскверненные. Но кому недостает мира, тому недостает Божественной благодати. Мир возвышает того, кто принял его, и ставит его на высокое место славы, он одевает его покровом чести, освещает его лицо, делает его сияющим и восхитительным. Его слова хороши, а то, что он делает, прекрасно.

24. О долготерпении.

Долготерпение - это добродетель мужественной и благородной души, в основе которой лежит любовь к ближнему. Долготерпение - это великодушие, щедрость и дружба с кротостью. Долготерпение свидетельствует о добром поведении души и проявляется как сочувствие, милосердие, скромность и справедливость.

Долготерпеливый человек побеждает свой гнев и ярость, успокаивает порывы сердца и жалеет согрешающих. Он контролирует себя и выражает свою речь с благоразумием и мудростью.
Гнев не умерщвляет его разума, и ярость не помрачает его рассудка. Лицо его приятно, а движения его скромны. Обладая большой мудростью, он не
судит с пристрастной горячностью, но с добрым рассуждением судит о проступках.

Златоуст говорит о долготерпении следующее: «Долготерпение есть причина всех благ, оно есть корень всей философии, оно существует как неодолимое оружие и неприступная башня, с легкостью встречающая прискорбное и трудное. И как если искра упадет в бездну, то ей не будет никакого вреда, но искра легко погаснет, так и в долготерпеливой душе, какая бы неожиданность не случалась, она легко исчезает, а она [душа] остается невозмутимой. Ибо долготерпение сильнее всего, и лагерей, и денег, и коней, и стен, и оружия, из всего ничто не найдется равным долготерпению. Ибо тот, кто обладает всем вышеперечисленным, если его одолевает гнев, часто ведет себя как неразумное дитя, много шумит и преисполнен беспокойством. Долготерпеливый же наслаждается глубоким покоем, как будто он сидит в гавани, подобно тому, как скала не побеждается никаким вредом, который ты можешь попытаться нанести ей, или [подобно тому, как] башня не сотрясается никаким оскорблением, которое ты можешь нанести ей, или алмаз не разрушается никаким ударом, который ты можешь пожелать нанести ему».

Блажен долготерпеливый человек.

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.

Иерей Александр Сергеев