Начало подобная альтернатива может иметь в 1883 году, когда на верфях Петербурга готова была развернуться бурная деятельность по постройке броненосного корабля "Адмирал Нахимов", двух броненосных фрегатов "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской", а также двух корветов "Рында" и "Витязь".
Не могу сказать точно кто, то ли молодой император Александр III, то ли генерал-адмирал Алексей Александрович, возможно вместе, после распития горячительных напитков или вообще кто-то другой, решили прекратить это безобразие, а на 20 миллионов государственных средств построить просто три броненосных корабля по типу "Адмирала Нахимова".
Резон, как всегда то-же нашелся: "Проект мощный и отличный. Англичане подобные тоже строят. Вооружение броненосца калибром 11-дм, может решить судьбу любого вражеского корабля одним метким попаданием".
На том и порешили. Заказ на корветы отменили, а фрегаты "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" перезаложили. Новые броненосцы стали нести такие-же имена.
Строилась серия броненосцев долго. До 1885 года изготавливался корпус. Затем, было принято решение о замене артиллерии. В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. В 1886 году были изготовлены шесть паровых машин, причем четыре на Балтийском заводе, а две пришлось закупать в Англии. Броня на два корабля изготавливалась на Ижорском заводе, а на один корабль пришлось закупить.
Отсутствие броненосных кораблей в Дальневосточных водах в 1885 году заставило пойти на уступки Великобритании в Афганском кризисе, а также потерять лицо при визите эскадры империи Цин во Владивосток в 1886 году. Против двух мощных броненосцев и четырех крейсеров Срединного государства флот Российской империи мог противопоставить лишь клиперы «Джигит» и «Вестник». Сибирская флотилия была представлена во Владивостоке клипером «Абрек», канонерскими лодками «Сивуч» и «Нерпа», а также невооружённым пароходом «Амур». Кроме того, в порту находились пароходы Добровольного флота «Ярославль» и «Владивосток». К возможному нарушению морских коммуникаций подданные Манчжурской монархии отнеслись равнодушно, что заставило власти Российской империи уступить земли не только вокруг Савеловки, но и Китайские представители смогли реализовать свои основные требования, в том числе о выходе территории империи Цин к Японскому морю.
Вот такую цену пришлось заплатить Российской империи за изменение в судостроительной программе 1881 года, в данной альтернативе.
Но, в сентябре, октябре и ноябре 1888 года, все три корабля смогли вступить в строй. Уже в следующем 1889 году направились в плавание. Про русских сказали: "Долго запрягают, но быстро ездят".
Прошли годы, и в Цусимском сражении головной "Адмирал Нахимов" действовал, как все и происходило в нашей реальности:
Замыкавший 2-й броненосный отряд «Адмирал Нахимов» шел восьмым в длинной кильватерной колонне главных сил. Как и все русские корабли, крейсер вступал в бой перегруженным: на борту имелся полный запас угля, провизии, смазочных материалов и около 1000 т воды в междудонном пространстве. Когда флагманский «Князь Суворов» открыл огонь по разворачивающимся для охвата головы русской колонны японским кораблям, «Нахимов» находился в 62 кабельтовых от ближайшего противника, и его снаряды еще не могли достигать до цели. Но как только позволила дистанция, орудия крейсера включились в общую канонаду, после каждого залпа окутывая его густыми клубами дыма. В начале боя «Нахимов» не привлекал внимания японских кораблей, которые сосредоточили огонь на головных броненосцах.
Сам он нанес повреждения неприятелю, тоже, как описывают документы:
«Адмирал Нахимов» в дневном бою из-за постоянного выхода из строя головных кораблей иногда оказывался даже четвертым в русской колонне, и на его долю пришлось почти 30 попаданий снарядов калибром от 76 до 305 мм — в основном во время жаркой перестрелки с броненосными крейсерами вице-адмирала Х.Камимуры около 18.30. На нем разрушило надстройки, выбило из строя несколько орудий, убило 25 и ранило 51 человека. Но фатальных повреждений и подводных пробоин удалось избежать, и старый корабль оставался боеспособным, уверенно держа место в строю за броненосцем «Наварин». О результатах его ответного огня по противнику известно мало. Капитан Пэкингхем, представитель английского Адмиралтейства, находившийся во время Цусимского сражения на японском броненосце «Асахи», после боя, скрупулезно собрав сведения о повреждениях японских кораблей, насчитал только три пробоины от 203-мм снарядов, попавших в броненосный крейсер «Ивате», которые можно отнести на счет «Нахимова».
Зато, два других, оказавшихся на месте "Мономаха" и "Донского", защищавшие транспорты оказались на своём месте в своё время.
Когда слева появились главные силы противника, наши крейсеры и транспорты по сигналу Рожественского увеличили ход и перешли на правую сторону колонны броненосцев. Впереди транспортов стали "Олег" и "Аврора", в хвосте - разведочный отряд, слева - "Донской", справа - "Мономах". Началось сражение главных сил.
С востока приблизился кабельтовых на сорок японский легкий крейсер "Идзуми" и открыл стрельбу по транспортам. Но под действием русского огня он скоро удалился. Через полчаса с "Олега" увидели, что с юга направляются к транспортам, догоняя их, третий и четвертый боевые отряды противника.
В состав этих отрядов входили бронепалубные крейсеры: "Кассаги" (под флагом вице-адмирала Дева), "Читосе", "Отава" и "Нийтака"; затем - "Нанива" (под флагом вице-адмирала Уриу), "Токачихо", "Акаси" и "Цусима". Они открыли огонь по нашим концевым транспортам и крейсерам.
Бронепалубный крейсер "Олег" повернул в сторону японцев. За ним пошли "Аврора", "Донской" и "Мономах". С противником сражались на контркурсах, на расстоянии, не превышавшем тридцати кабельтовых.
Здесь японские суда стреляли не так метко, как главные их силы. Однако русские крейсеры и транспорты сразу же начали нервничать и терять строй. Вскоре противник повернул и продолжал бой на параллельных курсах. К месту сражения подошел пятый боевой отряд: "Ицукусима" (под флагом вице-адмирала Катаоко), "Чин-Иен", "Мацусима" и "Хасидате", а немного позже - шестой отряд: "Сума" (под флагом контр-адмирала Того-младшего), "Чиода", "Акицусима" и "Идзуми". Неприятельские силы удвоились. С этого момента русские стали нести жестокое поражение. Транспорты кучей шарахались во все стороны.
Общее время нахождения в бою "Мономаха" и "Донского" составило с 14.30, когда на юге показались обошедшие русскую эскадру с запада 3-й (вице-адмирал Дева: «Касаги», «Читосэ» оба с 8" орудиями, «Отова», «Нийтака») и 4-й (вице-адмирал Уриу: «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима» японские крейсера пошли на сближение, открыв огонь, до 16:30, когда колонна русских броненосцев оказалась между японскими и русскими крейсерами, что дало последним некоторую передышку. В 17:30 бой возобновился с новой силой, до 19.00, кода на море опустилась ночь.
Следовательно, крейсера вели огонь около 3,5 часа или 210 минут. Крейсера "Мономах" и "Донской", построенные по типу "Адмирала Нахимова" могли выпустить до 70 снарядов на орудие, при скорострельности 3 выстрела в минуту из 8"/35 калиберного орудия. Пусть это теория, практически возьмем 50. Но у каждого крейсера в любую из сторон действуют шесть орудий калибром 8". Таким образом, крейсера могли выпустить общее количество до 600 снарядов главного калибра. При точности той поры 2-4% в корабли противника могли попасть от 12 до 24 снарядов калибром 8" двух типов:
1) весом 87,8 кг, выстреливаемые с начальной скоростью в 663 м/с = 19,3 мегаджоуля.
2) весом 133 кг, выстреливаемые с начальной скоростью в 583 м/с = 22,6 мегаджоуля.
У японцев снаряды калибром 8" имели следующие характеристики (привожу для сравнения): вес 113,4 кг и начальная скорость 760 м/с, что давало кинетическую энергию в 32,75 мегаджоуля, или в 1,5 раза выше, чем у наших снарядов 8" калибра.
Что такое попадание 8" снаряда в крейсер? Приведу пример попадания подобного снаряда в "Аврору":
За этот период боя «Аврора» получила ещё несколько попаданий, главным образом, в носовую часть. Осколки 203-миллиметрового снаряда перебили якорь-цепь, свернули клюз и сделали две пробоины, через которые вода затопила отделение носового торпедного аппарата. Для выравнивания крена, возникшего из-за множественных попаданий в подводную часть, были затоплены угольные ямы левого борта. Ещё один 203-миллиметровый снаряд, разорвавшийся под полубаком, пронизал крейсер насквозь, пробив 10 лёгких переборок и сделав в правом борту большую пробоину.
Так "Аврора" была в два раза крупнее японских бронепалубных крейсеров!
В крейсер "Варяг" попало два 8" снаряда: один 203-миллиметровый снаряд поразил его между носовым мостиком и трубой и произошло попадание 203-миллиметрового снаряда в кормовую часть «Варяга» вызвавшее затопление и крен.
В данной альтернативе добавляет уверенности русским морякам не только огневое превосходство над крейсерами противника, но и броня толщиной в 10", которую противник пробить не в состоянии.
Так как это альтернатива, то давайте возьмем пару кораблей противника для каждого нашего крейсера и предположим, что среднее количество попаданий будет равняться 3% и таким образом, 4-5 в каждый корабль неприятеля.
Отсюда мы видим, что если бы руководство флота в 1883 году приняло решение не строить пять кораблей, а три по типу "Адмирала Нахимова" и далее все шло своим чередом, то был бы тот результат, который описан здесь.