Думаю, что этот рейс явно затянулся. Пора заканчивать.
Так же мы думали и тогда, более 30 лет назад. 9 месяцев контракта истекли. Но владельцы судна греки не спешили нас отправлять домой. Они решили продать судно и хотели, чтобы мы дождались экипаж, нанятый уже новыми владельцами.
В Аргентине, где мы грузили кукурузу и соевые бобы навалом, нашлась компания, которая решила присмотреться к нашему пароходику на предмет его приобретения. К нам подсел представитель компании, который приступил к изучению судна, чтобы оценить его достоинства и недостатки в процессе эксплуатации. Появилась надежда, что судно скоро продадут, и мы поедем домой. Поэтому мы старались показать его с лучшей стороны, чтобы не спугнуть потенциальных покупателей. Да и наши наниматели просили нас о том же. Как видите, здесь совпали интересы всех сторон. Оставалось только решить вопрос о цене сделки. Но тут уже от нас ничего не зависело.
Загрузились мы благополучно, насколько позволяла допустимая осадка.
Вышли в дембельский рейс. Настроение было отличное. Даже сломавшийся кондиционер не смог его сильно испортить. На мостике были открыты носовые иллюминаторы. Получилось, как если бы ехать с ветерком на автомобиле: естественное охлаждение за счет встречного потока воздуха.
Вахту нести было достаточно комфортно, если одеться по сезону: а лето в тропиках круглый год, – в безрукавке и шортах.
Да и район плавания оказался на уровне туристических маршрутов высшего класса. Наш трудяга заходил в те же порты, которые были битком забиты лучшими круизными лайнерами мира. О таком можно было только мечтать. Мартиника, Гваделупа, Пуэрто-Рика.
В каждом из этих туристических мест мы выгружали соответствующую часть груза.
Нужное количество груза я отмерял по осадке. Для этого мне приходилось по несколько раз в день лазить за борт по рабочему шторм-трапу.
Но иногда и мне удавалось сходить на пляж, окунуться в море и позагорать.
Экипаж, свободный от вахт и работ, мог позволить себе расслабиться. В который раз вспоминаю о тех золотых временах, когда бумажной писанины на судах почти не было, не говоря уже об электронной. Еще не придумали ни МКУБ, ни ОСПС. У моряков не болела голова об отчетности. Работу сделал – и отдыхай спокойно.
Чтобы читатели не подумали, что мы злоупотребляли алкоголем, третий механик демонстрирует то, что мы пили на отдыхе. Название не понятно, но видно, что это безобидный фруктовый напиток. Бутылка, случайно попавшая в кадр, вероятно, была оставлена на берегу кем-то из несознательных туристов.
Здесь мне повезло отметить день рождения. Скромно, в узком кругу друзей, почти без спиртного, с закуской из местных тропических фруктов.
Потом мы зашли в Венесуэлу, где загрузили металлопрокат для Штатов.
Моряки, свободные от вахт и работ, всю ночь стоянки пропадали в близлежащей деревеньке. Возвратились, полные восторженных впечатлений от местных жительниц. Недаром венесуэлки занимали несколько лет призы на всемирных конкурсах красоты.
А я всю ночь занимался погрузкой.
Зато днем поучаствовал в ловле рыбы в местной мутной речушке. По внешнему виду рыба выглядела ископаемой – кистеперая и в чешуе, больше напоминающей панцирь.
Но оказалась съедобной. По крайней мере, повар сумел нейтрализовать её ядовитость.
Теперь нам оставалось только проскочить Панамский канал.
К сожалению, его мы проходили ночью. Поэтому видео оказалось не столь красочное.
И в порту Лонг Бич нас сменила команда новых судовладельцев, а мы перелетели через Тихий океан на самолете, и транзитом через Японию, наконец-то вернулись домой.
Тут я уже было намеревался поставить точку в повествовании, но вскоре мне понадобилась справка о плавании за этот рейс. В отделе кадров мне дали домашний адрес и телефон капитана.
На мой звонок ответил недовольный женский голос:
- Здесь такой больше не проживает. – и бросила трубку.
Потом я встретил еще одного моряка с нашего экипажа. Матрос, из бывших электриков. Он с грустной улыбкой сообщил мне, что его жена не приняла после длительного расставания. Сошлась с его бывшим начальником – электромехаником, которого парень раньше иногда столь опрометчиво приглашал к себе в гости. Он же сообщил, что уже развелся, и не один из нашего экипажа. Привел в пример еще одного моряка, не помню уже кого. То есть, как минимум трое развелись после этого рейса. Моя супруга ограничилась предупреждением. А ведь я еще в детстве смотрел фильм на эту тему с запоминающейся песней:
Не хочу делать вывода, что наши жены тоже не теряли времени даром, и устраивали свою личную жизнь, пока мы там отдыхали в круизах
вкалывали, зарабатывая деньги для семьи, иногда и с риском для жизни. Тема весьма щекотливая и болезненная для моряков. Но тенденция обозначилась. Число разводов в стране начало расти с приходом демократических преобразований. Или это мировая тенденция? Что вы об этом думаете? Может, закрытие парткомов сказалось? Ведь они стояли на защите советской семьи и пресекали всякие поползновения несознательных членов ячеек общества.
Спасибо за прочтение и комментарии.