Найти тему
Книжная дама

Страсти по Андрею. Рублёву.

Первая эмоциональная реакция на какое-либо событие выдаёт истинное отношение к нему. Потом, конечно, приходит осмысления, и зачастую оно перечёркивает все ожидания, но вот та самая первая реакция обычно является самой верной. Поэтому, когда услышала о передаче иконы Андрея Рублёва «Троица» в Троице-Сергиеву лавру, конечно, обрадовалась: по логике, икона должна находиться там, в святом месте, для которого она и была создана. Но всё оказалось не так просто.

Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Страсти по иконе не только не утихают, но разгораются уже с каким-то ожесточением, что в преддверии Святой Троицы, которая в этом году приходится на 4 июня, выглядит особенно печально.

Сложно сказать, кто и каким образом принял решение о передаче иконы РПЦ, хотя в СМИ всё это подано как решение президента, но документов на официальных сайтах, подтверждающих этого, пока нет , зато есть многостраничное экспертное заключение реставраторов, что перемещать икону нельзя.

«Троица» - единственная сохранившаяся до наших дней икона, достоверно принадлежащая кисти Рублёва (так утверждают источники, хотя в той же Третьяковке есть и «Спас в Силах», и «Христос Вседержитель», и «Архангел Гавриил» его авторства). И даже те, кто далёк от христианства, при слове «Троица» вспоминают именно это изображение. Таким образом, оно как бы дважды стало каноническим: и по церковным, и по светским законам.

«Троица» специально была написана Рублёвым для нового, только что возведённого Троицкого храма на месте нынешней Троице-Сергиевой лавры. Так что с исторической точки зрения вроде бы всё верно: иконе место в храме, да еще и таком значимом для православных христиан.

С другой стороны, искусствоведы убеждены, что икона погибнет, поскольку у РПЦ нет возможности поддерживать её в надлежащем состоянии, что и было продемонстрировано в прошлом году, когда по настоянию РПЦ на несколько дней «Троица» была выставлена в Лавре. После такого «путешествия», насколько я понимаю, икону больше не выставляли.

А теперь чуть-чуть математики. И Третьяковскую галерею, и Троице-Сергиеву лавру в год посещают примерно 1,5 миллиона человек (данные взяла из открытых источников). Зал древнерусской культуры, где и выставлялась до недавнего времени «Троица», находится немного в стороне от основных, так что «по пути» туда заходят редко, обычно идут, если знают о нём. То есть из полутора миллиона – тысяч 200-300. В Троицкий собор, где находятся мощи преподобного Сергия Радонежского и куда собираются перенести икону, наверное, все эти полтора миллиона паломников и туристов придут. Так что вероятность, что икону увидит большее количество народа, очень велика. Хотя и тут есть скептики, утверждающие, что к ней будет не пробиться. Кроме того, общая атмосфера помещения храма, конечно, сильно отличается от "стерильных" условий в Третьяковке: жар, влажность могут сгубить «Троицу"

Знаете, я сейчас скажу кощунственную вещь: я действительно не понимаю ценности какого-то предмета, если его видит два десятка человек (и не важно, сумасшедший ли это миллиардер и его свита или специалисты-музейщики). Но если это «нечто» способно укрепить дух и даровать веру в чудесное спасение особенно в трудное время ( а сейчас именно такое), оно должно быть доступным большему количеству людей.

Кто знает, может, сейчас, когда идёт вой.на света и тьмы ( а она точно идёт, кто бы что ни говорил), вполне возможно, что нужны и такие жертвы – со стороны света. Мы же не знаем, почему Господь позволил именно этой иконе, именно этому человеку – Андрею Рублёву – пройти сквозь века. Может, для дня сегодняшнего? Главное, чтобы такая великая ценность не стала жертвой подковёрных игрищ.