В предыдущей статье на эту тему я упоминал о том, что ситуация с экспортом/импортом электроэнергии на Украину несколько сложнее, чем простенькая схема Украина с Молдовой – соседи (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния) на примере проблем в связке Румыния – Болгария.
Проблема определения источника электроэнергии, идущей на Украину, состоит в том, что все перечисленные и расположенные за ними близлежащие (и далеко лежащие – тоже) страны Европы входят в единую суперэнергосистему континентальной Европы ENSTO-E с большим количеством трансграничных связей. Выглядит всё это безобразие вот так:
Упрощённая схема трансграничных ВЛ Украины и Молдовы с прилегающими (Словакия, Венгрия и Румыния, Польшу условно отнесём в следующий разряд, т.к. связь с ней весьма кратковременная, на сегодняшний момент) и лежащими за ними (Польша, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия, Сербия и Болгария) странами будет выглядеть вот так:
Из схемы видно, что то, что на границе с Украиной мы понимаем как переток из Венгрии, в реальности может оказаться транзитом из шести соседних стран - Словакии, Австрии, Словении (нет сверхвысоковольтных сетей, но это не обозначает отсутствие сетей вообще), Хорватии, Сербии и Румынии. Этот момент актуален именно для Венгрии, потому что она единственная из всех граничных с Украиной стран является энергодефицитной, т.е. электроэнергии в ней производится в среднем меньше, чем потребляется.
Соответственно, если мы посчитаем трансграничные перетоки ещё и этих стран, то картинка, кто же кому там поставляет электроэнергию, будет выглядеть совсем по-другому. Рассмотрим это на примере перетоков 28.05.2023.
Из представленной схемы видно, что электроэнергия, поставляемая на Украину из Венгрии, имеет по большей части словацкое происхождение (сама Венгрия в сумме оказывается импортёром – 279,9 МВт):
Любопытно, что прямые поставки Словакия – Украина оказываются кратно меньше транзита Словакия – Венгрия – Украина: 38,4 МВт против 191,6. Скорее всего это обуславливается конфигурацией и пропускной способностью закарпатской сети, конкретно, наличием «закарпатского креста»: в собственно незалежную куда проще попасть по ВЛ 750 кВ Западноукраинская – Саболчбака (Венгрия), чем петлять по сети 400/220 кВ Закарпатья.
А вот с Румынией ситуация несколько иная. В общем, румынская энергосистема энергопрофицитна (с поправкой на большую долю ВИЭ-генерации – при совпадении неблагоприятных природных факторов (маловодье и безветрие) в стране начинается дефицит электроэнергии), но с начала мая месяца на ней повисла Болгария (и будет висеть, пока не включат обратно блок №5 АЭС Козлодуй, 1 ГВт), которая в пике забирает на себя даже больше гигаватта. Не забываем, что за Болгарией имеются ещё три страны - Греция, Македония и Турция, которые вполне могут тоже спиногрызить болгарскую энергосистему:
Смысл вышесказанного можно обозначить достаточно просто: если речь идёт об импорте электроэнергии со стороны Венгрии, то это не обозначает, что эта электроэнергия – венгерская.
Вижу, что меня часто понимают именно так, поэтому этот момент и нуждается в объяснении. Сам на этом внимание не акцентировал, приношу извинения.
Теперь посмотрим, как это реализуется. Перетоки можно разделить на два вида:
1) коммерческие – это когда страна А покупает в стране Б некую мощность и при этом оплачивает транзит этой мощности (если нужно, то через некоторую страну В). Собственно, так и реализуется импорт электроэнергии из Словакии на Украину и экспорт из Украины в Молдову;
2) технические – это когда по трансграничной линии переток происходит по техническим причинам.
Укрэнерго, рассказывая об своих импортах/экспортах, скорее всего, имеет в виду только коммерческие перетоки, которые часто носят достаточно виртуальный характер. Например, импорт электроэнергии из Словакии до последнего времени начисто закрывался встречным экспортом в Венгрию. Ещё более интересные варианты предполагает наличие в Молдове непризнанного Приднестровья – очевидно, что заключать официальный договор с Приднестровьем не хорошо, однако заключенный договор с Кишинёвом не имеет особого смысла без согласия Тирасполя. Поэтому украинцы браво рапортуют о прямом экспорте в Молдову (он действительно имеет место быть), умалчивая о падающих откуда левых мегаваттах…
Оба вида, естественно, оплачиваются, но, очевидно, по разным тарифам, потому что технические перетоки вызываются банальной работой энергосистемы. Они имеют место быть при включённых линиях, даже если обе стороны стремятся держать их на нуле. Почему? Посмотрим на яркий пример чисто технических перетоков: Россия – Литва.
Коммерческого перетока тут нет давно, и калининградская энергосистема, скорее всего, старается жить в балансе. Но переток всё-таки есть, и вот почему. Рассмотрим условную схемку:
Энергосистемы стран А и Б сбалансированы таким образом, что на концах ВЛ А – Б напряжение одинаково. В таком случае переток будет равен нулю – для тока нужна разность потенциалов.
Теперь предположим, что в стране Б увеличилась нагрузка В2, на это отреагирует генерация – увеличится и В1. Однако при этом уменьшится напряжение Uб (так как падение напряжение пропорционально протекающей мощности). Соответственно, так как теперь Uа>Uб, появится трансграничный переток.
Но его появление может спровоцировать и страна А. Предположим там, наоборот, уменьшилась нагрузка А2. Естественно, на это среагирует генерация – уменьшится и А1. И опять у нас изменится напряжение, на этот раз Ua, и оно увеличится ровно по той же причине, потому что падение напряжения пропорционально передаваемой мощности.
Конечно, это очень грубое описание, потому что регуляторы в обоих случаях будут пытаться удержать напряжение ещё и его регулировкой, но абсолютно точно это сделать не получится. Таким образом, в работающих синхронно энергосистемах удержать трансграничный переток на нуле невозможно, его можно только поддерживать на околонулевых значениях.
Обращу внимание – речь о синхронно работающих системах и включенных с обеих концов линиях. На вставках постоянного тока можно держать практически ноль.
Итак, какие выводы можно сделать?
1) Ответ на вопрос в названии статьи: в первую очередь - Словакия, во вторую (потенциально) - Румыния;
2) В многонациональных суперэнергосистемах установить реального поставщика электроэнергии весьма затруднительно. Даже законтрактованная генерация подчиняется указаниям своего системного оператора и в какой-либо момент времени может не соответствовать предполагаемому значению;
3) При включённых трансграничных линиях всегда будут наличествовать технические перетоки.
Из этого, кстати, следует интересный вывод: безгранично поддерживающие украинцев поляки тем не менее держат свои трансграничные линии выключенными, ибо переток Польша – Украина давно уже строго равен нулю…
Ссылка на мой телеграмм-канал и более конкретно на сообщение с разными полезными ссылками (которые будут пополняться).