Очень часто православные верующие задаются вопросами о деньгах, богатстве, карьере. О том, нужно ли христианину к ним стремиться и не грешно ли это. Здесь мы собрали несколько цитат из интервью батюшек и богословов, которые могут помочь вам найти нужные ответы.
Богослов, профессор Алексей Ильич Осипов:
Я вам скажу, это поразительно, что приходится нам убеждать себя и друг друга в том, что никаких сомнений не должно быть! Бог же – любовь! Он же готов нам всё дать! Всё! Вы слышите? Всё! Вот тут же сейчас дать само Царство Божие!
Если хотите, всё земное дать! Но попробуйте дать мне сейчас, например, власть! Так вы ко мне не подойдёте на пушечный выстрел! Что, думаете, я буду читать лекции, что ли, тогда? Дайте мне богатство! На козе подъедешь!
И могу вам наперечислять сколько угодно! Надо же на себя хоть немножечко смотреть! Чуть-чуть нам дай, и у нас нос к потолку прилипает уже! Мы получаем ровно столько, сколько мы ещё хоть милостью Божией можем! И так это милость Божия, что мы можем ещё получать! И это надо помнить!
Священник Алексей Зорин, клирик храма Тихона Задонского:
Церковь не относится плохо к карьере человека. Она не относится плохо к его успеху и даже к его богатству, если оно нажито, естественно, праведным путем, если такое вообще возможно.
Церковь выступает против всего вышеперечисленного тогда, когда все это начинает человека подчинять себе, как бы выжигать изнутри.
Мы видим такие примеры, когда человек берет огромные кредиты, буквально высасывает деньги из своей семьи, чтобы, например, купить новую машину или новый телефон, который явно ему не по карману, за который он долго будет отдавать деньги, отнимая эти средства, по сути, у своих детей, у близких.
Конечно, церковь будет против этого возражать, конечно церковь будет возражать против того, когда карьера делается путем ходьбы по головам.
Но, между тем, когда человек действительно является профессионалом своего дела, Церковь, наоборот, это благословляет. Более того, если говорить об общине церковной, ведь на чем она основана? На том, что каждый человек в эту общину каким-то образом вкладывается. Не деньгами даже, не только ими, но и своими трудами.
Например, есть человек в храме, который занимается психологией, или юридическими науками, или он депутат, хороший слесарь, или кто-то еще, и он может помочь в этой общине многим людям, которые в этом нуждаются. Почему нет? Что же в этом плохого?
Вот именно, когда человек погрязает в суете, когда он превращает свой профессионализм в бесперебойный и неэтический источник дохода, вот тогда церковь как бы "щелкает его по лбу" и говорит:
"Человек, подумай, а ты вообще в правильном направлении идешь? Может быть, стоит подумать не только о кошельке, но и о душе?"
И в этом нет никакого противоречия. Человек может и должен работать, приносить пользу. Даже если у него получается быть успешным, самое главное, чтобы все это не затмевало в его жизни Христа. И тогда никаких проблем здесь не будет.
Более того, любому профессионалу стоит помнить, что те таланты, которые у него есть, ему дал Господь. И поэтому, когда человека о чем-то просят, не имея средств, чтобы заплатить (или не иметь много средств), профессионал должен вспоминать об этом и по словам Иоанна Златоуста:
"Делать добро, как бы сказать, Бога делая своим должником, не ожидая от человека какого-то воздаяния, какой-то платы особой, но помня, что он делает это, потому что это угодно Богу".
Такие ситуации тоже бывают, и это никак не противоречит тому, что человек может на своих талантах зарабатывать, принося кому-то пользу. Это уже совсем другой разговор.
Так что нет, церковь не против человеческого успеха, не против человеческой карьеры. Она за то, чтобы все у человека было на своих местах.
Это такой закон: если Христос на первом месте, все остальное на своем.
Читайте ещё: