Сегодня мы с вами поговорим о деньгах: точнее, о доходах и расходах священников и о том, куда эти деньги идут, что говорит по этому поводу Евангелие и какова наша действительность.
Внимание! Статья основана на видео с канала «Альвиан Тхелидзе» от 26 октября 2016 года. Ссылку на видео можно найти в конце статьи.
Я хочу поговорить об этом, во-первых, чтобы развеять некоторые мифы о «жирных попах на мерседесах». А во-вторых, чтобы было более-менее понятно, откуда у священников деньги.
Начнём с Евангелия. Что говорит Евангелие? Иисус Христос говорит о том, что если у тебя есть две рубашки, то одну из них нужно отдать нуждающемуся. Спаситель говорит о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому человеку попасть в рай.
Также Евангелие говорит о том, что и у лис есть норы, и у птиц есть гнёзда, а сам Иисус Христос не имеет даже где голову приклонить. Также Спаситель призывает раздать всё своё имущество и следовать за ним.
Как же живут настоящие священники сейчас?
Да, среди священников есть богатые люди, но есть и не очень богатые.
Начну, наверное, с себя. Буду совсем честен. У меня зарплата 13 тысяч. Это те деньги, которые мне дают в храме ежемесячно, стабильно. Помимо этого, в зависимости от того, сколько человек я покрестил, сколько человек повенчал и так далее, у меня может быть ещё 6–8 тысяч дополнительного дохода.
Итого, около 20 тысяч. Нам с супругой этого хватает, не жалуемся. Возможно, я не самый богатый священник Русской православной церкви, но и далеко не самый бедный.
Есть села, где батюшки вообще еле-еле концы с концами сводят и, наверное, кое-как выживают в некоторых наших приходах.
Понятное дело, что если храм находится где-то в центре большого города, то туда люди чаще приходят, чаще венчаются, чаще крестятся, стало быть, доходов у этого храма больше. Если крестятся и венчаются меньше, то и доходов меньше.
Иногда бывает, что какой-нибудь очень состоятельный человек, директор крупной строительной компании или кто-нибудь ещё, оказывается весьма верующим.
Среди богатых людей тоже встречаются верующие, и довольно часто. И вот этот самый богатый человек спонсирует храм, содержит его. Тоже часто такое бывает. И храм в основном живёт за счёт таких вложений одного богатого человека.
В Византии таких людей, которые содержат храм или построили храм и продолжают его содержать, называли ктиторами. Сейчас такие люди, спонсоры храмов, тоже именуются ктиторами.
В среднем обычно священники живут так же, как живёт общество. То есть если общество богато, священники богаты, если общество бедное, то и священники бедные. Обычно священники представляют средний класс.
Конечно, бывают исключения. Кто такие эти самые богатые священники? Обычно они занимают какие-то ещё дополнительные должности, возможно, в церковных структурах. Может быть, это ректор крупной семинарии или университета, или ещё какая-то важная должность в церкви.
Бывает, что священник работает где-то ещё на стороне. Я знаю священника, который является доктором исторических наук и преподаёт историю в одном из вузов. Я знаю священника, который был когда-то ректором университета. Знаю священника, который в прошлом был полковником КГБ, и самых разных священников, которые имели или имеют какие-то дополнительные доходы.
Часто оказывается так, что какие-то накопления священника остаются именно ещё с прошлой жизни, когда он не был священником. И, принимая сан, он сознательно идёт на то, что его доходы уменьшатся. И уж поверьте, это тоже очень часто распространено. И, возможно, дорогая машина у священника осталась ещё из прошлой жизни.
Бывает, помогают опять же те же самые спонсоры, просто за то, чтобы батюшка молился. Конечно, кому-то в это тяжело поверить, но это очень часто бывает.
И, конечно, священник может заниматься каким-то дополнительным делом. Я знаю священника, который очень хорошо режет по дереву, продаёт иконы или что-то, что он сам из дерева вырезал. Кто-то держит хозяйство, кто-то разводит домашних животных и так далее. Кто-то швейную мастерскую открывает, шьёт церковные облачения, продаёт их в другие храмы. Кто-то, может быть, свечи производит.
Бывает иногда, что священнику прямо дарят, к примеру, какую-то дорогую машину. Потом все ходят, осуждают этого священника, говорят:
«Вот, поп, на что деньги тратит».
Хотя вполне возможно, что эту машину священнику подарили. Как же так? В Евангелии сказано:
«Раздай всё своё имение нищим».
А у нас вот такое иногда бывает богатство современных священников.
Часто спрашивают: почему у нас такие богатые храмы, золотые купола и всё такое, почему у священников дорогие машины и телефоны?
Здесь бы я разделил богатство храмов от богатства священников. Богатство храмов — это хорошо и нормально, богатство священников — это уже очень деликатная тема.
С древних времён люди хотели всё лучшее посвятить Богу, из-за этого храмы строили как место, которое отличается от их домов, от повседневной жизни. Всё самое лучшее посвящали храмам, Богу.
Как-то патриарха Алексия II спросили, не лучше ли было эти деньги, которые были потрачены на строительство храма Христа Спасителя, отдать на строительство тюрьмы и детских домов, которых стране не хватает. На что Алексий II ответил:
«Уж поверьте, если мы будем строить храмы, то тюрьмы и детские дома окажутся нам не нужны».
И действительно, в поистине религиозном обществе, где христианские ценности на высоком уровне, уменьшаются и преступность, и реже мамы бросают своих детей. В этом патриарх Алексий II был прав.
Первым, кто возмущался в подобном духе, был Иуда. Когда кто-то принёс Иисусу Христу драгоценное миро — специальное масло, — Иуда первым возмутился и сказал, что не лучше ли было эти деньги отдать бедным, на благотворительность.
Святой Николай Сербский правильно замечает, что на самом деле Иуда не о бедных переживал. И обычно те, кто вот так вот с ненавистью порицает церковь, говорят, что лучше бы эти деньги было отдать бедным, редко сами они являются такими сердобольными заботниками о бедных. Чаще всего у них просто есть неприязнь к церкви.
Но одно дело — богатство храмов, другое дело — богатство самих священников. Я считаю, что, наверное, не всегда мои собратья поступают правильно, покупая очередной iPhone или очень дорогую машину. Да, возможно, эти деньги можно было потратить на что-либо более нужное в обществе, в церкви, на людей, на распространение веры. iPhone — это не всегда предмет первой необходимости.
Тем не менее, вы меня спросите:
«Ведь Иисус Христос сказал, что нужно раздать всё нищим, и так далее. Где же эти самые евангельские идеалы, если уж не священники в жизни их воплощают, то кто должен?»
Действительно, на священниках лежит большая нравственная ответственность, наверное, чем на обществе в целом. Потому что, если уж ты проповедуешь Евангелие, ты должен этому соответствовать.
Но евангельские идеалы со времён Иисуса Христа остались идеалами. То есть всё, что сказано в Евангелии, — это та самая вершина, к которой нужно стремиться. И, наверное, даже из святых никто в истории человечества в полной мере не смог достичь её.
Это идеал, который, если кто-то и выполнит, он будет безгрешным. Безгрешных людей не бывает. Все мы с пороками, все мы с болезнями, все мы со слабостью.
Возможно, священник в одном деле кажется неблагочестивым, тратит много денег на какие-то вот такие вот «игрушки», но в другом деле он может быть очень серьёзным батюшкой. Например, построить детский дом с большим количеством детей и спасти жизнь многих людей.
Конечно, бывает по-разному, но всегда нужно помнить, что священник — это не святой человек. Священник — это тот человек, который стремится быть хорошим, но тут тоже бывает по-всякому. Все мы люди грешные, все мы со слабостью.
Тем более, как правило, эти деньги священник не украл. Это честные деньги, и вот так вот взять и отдать свои честные деньги порой у нас не всегда хватает решимости.
Мне иногда говорят:
«Вот в древности монахи были строже: они спали очень мало и трудились очень много, а современные монахи и диван у себя в келье имеют, и телевизоры, и ноутбуки, и так далее».
Что же происходит? Нужно понимать, что изменилась сама среда, само общество.
Если египетский крестьянин, ещё даже до того, как стать монахом, выходил рано утром, чтобы весь день трудиться, для того чтобы вырастить скудную растительность, которая могла быть в Египте, который очень много времени уделял оросительной системе каналов и прочему, он и до монашества жил очень тяжёлой жизнью, наполненной трудами, и не очень-то богатой и сытой. Когда он принимал монашество, его образ жизни не сильно менялся.
Современные монахи – это не инопланетяне, это люди, которые вышли из нашего же общества.
Когда они были маленькими, они смотрели «Ну, погоди!». Когда они были маленькими, они не на досках спали, а на диване.
И передвигались они с помощью транспорта: троллейбусов, машин и всего прочего. Вы думаете, вот так вот взять от всего этого отказаться и есть одну луковицу в день посильно современному человеку?
Тот подвиг, то малое, от чего они сегодня отказываются, мне кажется, в глазах Божьих сравним с тем, что делали древние египтяне, когда принимали строгий монашеский образ жизни. Потому что оторваться от дивана и пойти на ночную молитву для современного человека тоже непросто. Отказаться от семейной жизни и от многого другого – это тоже многого стоит.
Тем не менее, когда человек приходит и искренне жертвует какие-то средства на церковь, Бог видит его жертву. Мы знаем, что в Евангелии Иисус Христос говорит о том, что женщина, которая пожертвовала две лепты – небольшие монеты, сделала самое большое пожертвование, потому что она отдала последнее, в отличие от тех богатых людей, которым ничего не составляло сделать какие-то крупные пожертвования.
И для Бога важнее две лепты от сердца, искренние, нежели большие пожертвования, которые мы делаем не от души, которой нам ничего не стоит.
Всегда помните, что и священники, и миряне, когда попадут на суд к Богу после земной жизни, отдадут финансовый отчёт за всю свою жизнь. И Бог каждому воздаст по его заслугам: и священнику, и не священнику, и всем нам отвечать перед Богом.
Желаю вам, чтобы, когда мы будем отвечать перед Богом, ваш финансовый отчёт Бога устроил.
Текст основан на видео «Альвиан Тхелидзе». Читайте еще: