Пред-речевая мысленная суета.
…Я иду по улице. Вдруг возникает мысль: «А сколько сейчас времени?». Навстречу идёт девушка, в руках у неё я вижу телефон. Я говорю: «Подскажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?». Она отвечает. Обычное дело. Ничего особенного. Захотел спросить – спросил. Между желанием спросить и вопросом проходят – доли секунды.
Совсем по другому обстояло дело, когда у меня было заикание (например, в те времена, когда ещё не слышали про мобильные телефоны).
…Я иду по улице. Возникает мысль: «А я не опаздываю? Сколько сейчас времени?».
Вокруг меня много людей, но я не спешу спрашивать. Оглядываюсь по сторонам, в надежде увидеть где-то на стене большие уличные часы. Нет, к сожалению не повезло. Придётся спрашивать.
Навстречу идёт девушка. На правой руке у неё – часы. Симпатичная. Я смотрю на неё, она на меня. Догадывается, что хочу что-то спросить. В глазах – интерес, лёгкая улыбка.
Наверное думает, что парень хочет заговорить, сказать что-нибудь смешное, рассказать что-то интересное, завязать знакомство. Да, заговорить. Сказать. Тут думаешь – как бы выдавить из себя несколько слов. Начну говорить – начнутся эти запинки, этот ступор.
По лицу девушки промелькнёт лёгкое разочарование, сочувствие. Зачем это мне?
Прошла. Ладно.
Навстречу идёт женщина. В годах. Не пожилая, но уже и не молоденькая.
Спрошу у неё. А как лучше спросить: «Скажите – сколько времени?». Нет, «С» - такая «вязкая» буква, с неё можно не перейти на следующую букву. Тем более, что следующая буква – «К» - тоже не легче.
Лучше: «Времени сколько – извините?». Первое слово можно сказать одним толчком, на выдохе.
Или просто сказать: «Извините» - ( с гласной начинать – милое дело) – и постучать пальцами правой руки по запястью левой (где обычно носят ручные часы). Знакомый всем жест.
***
Главы «Страх речи» и «Пред-речевая мысленная суета» были написаны, когда я ещё не читал книги психотерапевта Виктора Франкла.
Потом, из этих книг, я узнал, что – то, что я называл «Пред-речевой мысленной суетой» - в научной среде называется – «Гиперрефлексия» (Сверх-размышления).
А «страх речи» - результат «Гиперинтенции» (Сверх-стремления).
Конечно, заменять понятные слова – мудрёными научными терминами - занятие, может быть, в чём-то и увлекательное; но, в данном случае, я это затеял только потому, что В.Франкл предложил свою методику – как избавиться от этих ненужных состояний организма.
И поэтому не лишним будет в этом разобраться.
Книги В.Франкла изобилуют сложными научными терминами,но вот на сайте психолога Ильи Латыпова мне встретилось популярное и очень понятное объяснение терминов – «Гипер-рефлексия» и «Гипер-интенция».
«Наше самосознание – феномен, безусловно, уникальный. Однако и собственное самосознание мы можем использовать во вред самим себе.
В частности, речь идет о рефлексии – нашей способности изучать и осознавать самих себя, наблюдать за собой и анализировать потребности и мотивы, стоящие за нашими действиями. Без рефлексии невозможно никакое изменение себя, корректировка жизненного пути. Она – необходимое условие усвоение нами жизненного опыта. Рефлексируя, мы можем увидеть себя «со стороны», глазами другого человека, и осознать то, что скрывается от нас, когда мы находимся «в себе». Но что произойдет, если рефлексии станет слишком много, если перестараться?
А получится избыточная, или назойливая рефлексия. Иногда ее для простоты называют гиперрефлексией (но важно тогда не путать ее с неврологическим расстройством).
Гиперрефлексия – это вечно бдительный внутренний наблюдатель, отслеживающий каждое действие человека, каждое его побуждение к действию. Руководствуясь готовыми правилами и шаблонами, внутренний наблюдатель проверяет каждый шаг на соответствие этим шаблонам, и если обнаруживается отклонение, быстро дергает за соответствующий рычаг: «Отменить действие!». И начатое действие вдруг прерывается: например, человек начал говорить, испугался того, что говорит, и речь внезапно становится невнятной или настолько тихой, что ее не расслышать.
Этот внутренний наблюдатель постоянно бормочет, рассуждает и оценивает – звучит непрерывный монолог в голове. «А что если я поступлю так, а она отреагирует вот так? Тогда я поступлю вот так, и тогда возможны следующие варианты…»… «Правильно будет поступить вот так, а вот так – ни в коем случае…». «Черт, что же ты делаешь! Тебя же не так поймут! Срочно сдавай назад!». Бесконечное перебирание древа вариантов и возможностей, самокопание, которое затягивает все больше и больше… Часто гиперрефлексия включается постфактум. «А правильно ли я поступил тогда? Надо было сказать вот так, а не так, как сболтнул – тогда все было бы иначе! А что он/она имел/имела в виду? А так ли это было на самом деле? А может быть, я все не так понял?»…
…Сущность рефлексии – это отстранение от процесса. Можно делать что-то, а можно наблюдать за процессом, но не быть вовлеченным в него. Рефлексия – это пауза, во время которой мы осматриваемся, осознаем, куда пришли и куда идем, а потом снова ныряем в поток жизни, иногда корректируя направление своего движения. Гиперрефлексия – это пауза, растянувшаяся надолго и подменившая жизнь, навязчивая попытка контролировать естественные и спонтанные процессы. Бесконечно рефлексирующий человек не делает ничего, он подменяет действие «размышлением», «пониманием», «осознанием», поиском причин и способов больше не вляпаться в неприятности, причем желательно не сталкиваясь больше с ситуациями, которые эти неприятности вызвали. Ну, или предупреждая их возникновение.
…Гиперрефлексия часто сопровождается гиперинтенцией – навязчивым стремлением любой ценой добиться результата. «Мне нужен результат, и как можно быстрее!» Чем сильнее желание добиться результата, тем выше цена ошибки, страх перед ошибкой – тоже, а далее, как лавина, обрушивается тревога перед всеми мыслимыми и немыслимыми препятствиями на пути достижения результата. Для совладания с тревогой чаще всего используется контроль, осуществляемый тем самым внутренним наблюдателем. Гиперрефлексия запускается страхом, чаще всего – страхом ошибки, несоответствия себя какой-либо модели. Нередко навязчивые думы о себе, о своем поведении и действиях включаются перед каким-либо важным событием, например, публичным выступлением, когда нам очень важно «быть на высоте», произвести впечатление. И здесь происходит очень любопытная подмена понятий. Что для докладчика важнее: показать себя во всей красе, или же донести до слушателей суть доклада?»
Сильное желание, стремление – не выделиться из толпы, не привлечь внимания окружающих к своей «неправильной» речи – порождает страх – «получится хорошо сказать или не получится»?
А страх – сильная отрицательная эмоция- негативно воздействует на диафрагму, увеличивает количество спазмов.