Найти тему

ДЕТСТВУ НУЖНА ЗАЩИТА ОТ КАПИТАЛИЗМА

Рисунок с сайта РКРП, из открытых источников в интернете
Рисунок с сайта РКРП, из открытых источников в интернете

1 июня – Международный день защиты детей. Он появился по инициативе Международной демократической ассоциации женщин и отмечается с начала 1950-х годов.

Советская власть сразу после своего становления сделала заботу о детях однй из своих главных задач.

В начале 1920-х годов, как следствие Первой мировой и Гражданской войн, количество детей-сирот достигало 4-6 миллионов. В СССР были приняты меры по ликвидации детской беспризорности. Организованы комиссии по делам несовершеннолетних, в частности, в январе 1921 года – «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Ф. Дзержинским. Создана детская социальная инспекция; построены приёмники-распределители, детские дома и коммуны. В 1921-1922 годах только в Поволжье, в момент катастрофического голода, получили одежду и питание около 5 миллионов детей, 150 тысяч детей были эвакуированы из районов бедствия, 200 тысяч принято на содержание Красной Армией, профсоюзами, крестьянскими организациями. В детских домах, колониях, коммунах различных типов в 1917 г. воспитывалось 30 тыс., а в 1921 г. – 540 тыс. детей. Полностью детская беспризорность была ликвидирована в 30-е годы. В период Великой Отечественной войны, когда также сотни тысяч детей остались сиротами, детской беспризорности как социального явления удалось избежать. В 1950-е годы появилось знаменитое изречение: «В СССР единственный привилегированный класс – это дети».

Прежде всего, из числа привилегий – система полноценного и бесплатного образования: среднего, профессионального, высшего и «наивысшего». Талантливым и трудолюбивым была открыта широкая дорога для раскрытия и развития способностей и дарований. Дети и после окончания уроков не были предоставлены самим себе – в школах работали группы продлённого дня, пионерские дружины, октябрятские «звёздочки».

Как учёба, так и отдых детей был организован государственными и профсоюзными учреждениями повсеместно. Существовала система пионерских лагерей, в том числе таких знаменитых, как «Артек» и «Орлёнок», массовые детские спортивные секции, клубы «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья»; секции фигурного катания, кружки авиамоделирования и т.д. А ещё детские художественные ансамбли, в том числе знаменитые хоры Локтева и Попова (детский хор радио и телевидения), детская художественная самодеятельность и прочее. А сколько детских книг издавалось массовыми тиражами и по самым низким ценам! Оправдывалось выражение: «Всё лучшее – детям!»

Но вот настала другая эпоха – контрреволюционная. Разрушен Советский Союз, расчленённый на так называемые «независимые» (очень зависимые от мирового империализма!) государства. В одной России привилегированного чиновничества стало больше, чем насчитывалось во всём СССР. Вроде бы масштабных войн (сравнимых с Гражданской и Великой Отечественной) в 90-е годы не наблюдалось, однако беспризорные дети, в том числе в крупнейших городах, появились в огромных количествах. Социальное расслоение достигло невиданных масштабов. Это сказалось, конечно, на детском воспитании и образовании. У буржуев – гувернантки и дорогие частные школы, у «простых людей» – едва доступные детские садики и вечные денежные поборы в школах. Качественное высшее образование для многих стало мечтой, потому что бесплатных – «бюджетных» – мест в вузах, особенно «престижных», катастрофически мало, а стоимость обучения за семестр достигает сотен тысяч рублей, и далеко не всем родителям под силу такие траты. Недаром бытует печальное изречение: «Одним – Сорбонна и Оксфорд, другим – подземный переход». А после окончания вуза – другая проблема: выпускник не может найти работу, за его будущее никто не отвечает (как отвечало в СССР предприятие, куда направили по распределению молодого специалиста).

Образование в обычных, «неэлитных» школах весьма примитивное: старшеклассники-кадеты, например, не слышали даже о Байроне и Гёте – гадают, кто из них немец, а кто француз… В советское время школы были открытыми и не нуждались в охране. Теперь в школы так просто не попадёшь: они – за глухим забором, в дверях охранник – приходится прятать детей от сексуальных маньяков и террористов.

Детские книги выпускаются малыми тиражами, и они очень дороги. Да дети теперь, увы, не очень-то и читают, а в основном «сидят в телефонах». Тратят драгоценное время не на приобщение к высокой культуре, а на пустые компьютерные игры-«стрелялки», «тик-токовые» ролики, обмен безграмотными «постами». В детских библиотеках особым спросом пользуются так называемые «ужастики» (суть понятна из названия) и «фэнтези», половина из которых тоже близка к «ужастикам». Юное поколение по большей части разучилось читать серьёзные книги; даже Жюль Верна и Дюма-отца многие не могут осилить.

Ребёнок в нынешнем капиталистическом обществе не получает гармоничного развития: с одной стороны, его зовут в церковь, с другой стороны, общая развращённость буржуазной среды не может не влиять и на детей – полностью оградить их от этой всепроникающей (особенно в интернете) гадости невозможно. И что самое печальное – буржуазное общество растит их эгоистами (даже издаются журналы «Эгоист» и «Поколение эгоистов»), а значит, морально ущербными людьми, которым недоступна радость жизни в коллективе и борьбы за общее дело.

Капитализм калечит сознание детей. Да, детей необходимо защищать. Прежде всего – от капитализма.

В. Басистова и Г. Алёхин

ТР № 06 за 2023 год