Найти тему

Три составляющие эффективности в творчестве

Недавно так хорошо прокатились до соседнего городка всей семьей на самокатах туда и обратно, что потом у меня был день валяния. Валялась в кровати и, конечно же, с книжкой. Начала читать «Психологию творения». Читала и понимала, что никогда не могла пройти мимо вот этого пересечения - психология и творчество. Может, еще и поэтому я стала психологом именно для творческих людей.

Мне всегда была интересна тема зарождения в нашем мозгу, в нашей психике таких вещей как вдохновение, мотивация, интуиция. Как случаются инсайты, появляются креативные идеи, что стопорит эти процессы, что подавляет творчество и креативность, как люди сами разрушают свое творческое начало, критикуя себя за каждую ошибку, обесценивая свои результаты, сравнивая с другими или пытаясь с первого раза выдать идеальный результат, уходя в затворничество “я сам со всем справлюсь” и не уделяя должного внимания психическому и физическому здоровью.

В какой-то момент (наверное, после того, как я довела себя до очередного выгорания), я поняла, что тело важно в процессе творчества так же, как и психика. Из-за отсутствия физической активности (а я могла неделями не выходить из дома), из-за отсутствия регулярного питания (а я часто просто забывала поесть, если была увлечена очередным проектом), из-за отсутствия нормального режима сна и бодрствования (а я могла иногда не спать до 3-4 утра), я пришла к такому состоянию, когда тело просто разваливалось и сил создавать что-то просто больше не было. Не хотелось ни писать, ни рисовать, ни придумывать что-то. Только потреблять, причем, что-то очень простое, например, быстрый контент из соц. сетей, сериалы и т.д. А потом и желание потреблять закончилось. Просто не хотелось ничего. Несколько лет мне понадобилось, чтобы восстановиться. С тех пор внимание к своему здоровью в целом и ежедневные прогулки, в частности, для меня - это одно из непреложных правил.

Еще очень важно для творчества окружение. Это я поняла, когда в свое время начала проводить рисовательные марафоны. Когда мы целой толпой рисовали по три месяца. А многие мне потом писали, что рисуют именно так - от марафона к марафону. Думаю, тебе знаком этот феномен: идешь на какой-то курс, марафон, вписываешься в какую-то движуху, и откуда-то появляются силы и желание на творчество. Закончилась движуха - и желание заканчивается.

Вот так, со временем и на практике, я поняла, что нет смысла сидеть и ждать, когда муза придет. Нужно создавать для вдохновения условия. А насколько эти условия благоприятны, зависит от трех факторов - от психологического состояния, физиологического состояния и поддерживающего окружения.

Научное подтверждение этому своему выводу я нашла во время учебы по краткосрочной терапии, когда узнала про психо-био-социо подход. Все сложилось тогда окончательно. И вот недавно, читая книгу, снова убедилась в важности этих трех факторов.

Можно быть очень физически здоровым человеком, постоянно находиться среди творческих людей и предпринимателей, но при этом так же постоянно сомневаться в своих способностях, заниматься сравнением себя с другими не в свою пользу и так и не рискнуть показать свое творчество и свои проекты миру из-за сидящих в голове ограничивающих установок или детских травм.

Можно ходить годами к психологу, чтобы справиться с депрессией, неуверенностью и постоянными сомнениями, иметь очень поддерживающее окружение, но если при этом, например, ты выходишь из дома дай бог раз в неделю, ведешь малоактивный образ жизни, уже заработан жесткий дефицит витамина D или железа, то хождение это будет малоэффективным и на свои проекты просто не будет сил, даже при всем желании.

Можно быть и физически активным, и психологически проработанным, но если окружение и обстановка вообще убивают все творческое начало на корню, то, скорее всего, мотивации что-то создавать тоже будет не особо много.

Знакомы тебе такие истории?

Я поэтому всегда на наставничестве для фрилансеров и в личной работе стараюсь донести: хочешь работать и творить эффективно - тогда в этом уравнении эффективности надо учитывать все три составляющие. Прокачивая каждый из этих факторов, помогаешь себе создать максимально подходящие для вдохновения условия. Чтобы у него просто не было никаких шансов не прийти. Когда есть силы, когда есть желание, когда есть поддержка, гораздо легче становится сделать, чем не сделать.

Так? Или не так? Что думаешь?