Система бизнеса – это нечто большее, чем набор людей, денег, связей и оборудования. Это целостное образование, живой организм, сравнимый с человеком.
Структуру бизнеса составляют его органы – подсистемы, которые не могут существовать или рассматриваться отдельно от единого целого.
Как человек может считаться полноценным только тогда, когда у него есть все органы, так и бизнес, чтобы быть успешным, должен иметь все необходимые подсистемы.
Стратегическое планирование – голова бизнеса
Эта подсистема отвечает за определение целей и приоритетов существования бизнеса. Проекты стратегического планирования могут иметь следующие ключевые стратегические решения (КСР):
- Определение видения бизнеса, то есть смысла его существования для внешней среды – «кому мы нужны?» - позиционирование в стратегических зонах бизнеса и отсечение лишних, нестратегических направлений.
- Определение предназначения бизнеса – смысла предпринимательской деятельности для участников – «зачем нам нужен бизнес?» - позиционирование в стратегических хозяйственных центрах, прибыль, благополучие, развитие, интерес.
- Формулирование ключевого стратегического решения, структурная декомпозиция долгосрочных целей, среднесрочных задач и текущих действий.
Теоретические концепции стратегического планирования: И. Ансофф «Стратегический менеджмент»; Г. Минцберг International Master’s Program in Practicing Management (IMPM).
Производство продукции, услуг, работ – тело бизнеса
Любой бизнес должен что-то произвести, чтобы это продать. Это может быть физическая продукция, услуги или информация – то есть то, что способно удовлетворить потребности покупателя. Производственные КСР могут быть такие:
- Управление логистикой и мощностями производства.
- Рациональная организация работ и технологических новаций (управление проектами и управление процессами).
- Бесперебойное обеспечение оборудованием, сырьем, материалами и технологическими ресурсами.
- Развитие и управление качеством.
- Охрана труда и производственная безопасность.
Теоретические концепции производственной стратегии: Э Голдратт «Теория ограничений» (TOC — Theory of Constraints); М. Портер «Цепочка ценности» (Value chain).
Маркетинг и коммерция – правая нога
В соответствии со стратегией, необходимо спроектировать, организовать и реализовать внешнюю активность бизнеса.
- Формирование товарного портфеля (ЧТО продавать?).
- Развитие базы клиентов (КОМУ продавать?).
- Изменения ценообразования (ПОЧЁМ продавать?).
- Управление каналами распространения (ГДЕ продавать?).
- Организация продаж (КАК продавать?).
- Достижение преимуществ в конкурентной борьбе (В ЧЁМ МЫ ЛУЧШЕ, чем наши конкуренты?).
Теоретические концепции коммерческой стратегии: Ф. Котлер «Маркетинг менеджмент»; М. Портер «Пять сил» (Porter five forces analysis).
Финансы, экономика и учет – левая нога
В соответствии со стратегией, все действия внутри бизнес - системы должны быть оправданы экономически. Финансово-экономические КСР могут быть сфокусированы на совершенствовании следующих систем:
- Первичный учет - формирование единого поля док-оборота.
- Бухгалтерский учет – реализация структуры ФХД и системы бухгалтерской отчетности, в соответствии со стандартами РСБУ и МСФО.
- Управленческий учет – управление себестоимостью и процессами ФХД в планировании, контроле и анализе бюджетов доходов и расходов.
- Финансовый учет – обеспечение непрерывности фин. потока в бюджетах движения денежных средств
Теоретические концепции финансово-экономической стратегии: Международные стандарты финансовой отчетности (IAFS); Российские стандарты бухгалтерской отчетности.
Управление персоналом – правая рука
Управление главным ресурсом бизнеса - людьми. Это механизм создания, развития и использования энергетики фирмы – групповой компетентности.
- Организация системы стимулирования труда.
- Обучение персонала и формирование кадрового развития.
- Социально-психологическое управление персоналом.
- Обеспечение трудовой дисциплины.
- Учет кадров.
- Создание совокупной компетенции компании.
Теоретические концепции кадровой стратегии: А. Маслоу «Пирамида потребностей»; Г.П. Щедровицкий «Методология деятельности».
Информационные технологии – левая рука
Управление информационным пространством компании для своевременного, обоснованного и эффективного принятия решений на всех уровнях управления. Его суть – создание единого дифференцированного информационного пространства компании, необходимого для бесперебойной и эффективной коммуникации.
- Сопровождение и техническая поддержка компьютерного парка.
- Системное администрирование базового программного обеспечения.
- Организация и развитие специализированных программных сервисов.
- Формирование единого реестра нормативно-справочной информации.
- Выделение автоматизированных рабочих мест и определение способов обработки информации в каждом из них
- Управление регламентами процессов
Теоретические концепции информационной стратегии: ITIL (Information Technology Infrastructure Library) — библиотека инфраструктуры информационных технологий.
Организация управления – скелет организации
Организация управления как скелет дает опору всему организму бизнеса и как кровеносная система объединяет все остальные подсистемы.
- Формирование единой структуры управления.
- Выделение уровней управления.
- Распределение задач и функций по подразделениям.
- Описание функций управления как бизнес–процессов, их формализация.
- Формализация развития через стандарты проектов.
Теоретические концепции организации управления: BPM (Business Process Management) — Концепция процессного управления организацией; PMBoK (Project Management Body of Knowledge) - Свод знаний по управлению проектами.
В следующей статье этого цикла мы рассмотрим, какова технология постановки целей и позиционирования бизнеса?