Найти тему
Андрей Аралов

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1: СТРУКТУРНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ БИЗНЕСА

Система бизнеса – это нечто большее, чем набор людей, денег, связей и оборудования. Это целостное образование, живой организм, сравнимый с человеком.

Структуру бизнеса составляют его органы – подсистемы, которые не могут существовать или рассматриваться отдельно от единого целого.

Как человек может считаться полноценным только тогда, когда у него есть все органы, так и бизнес, чтобы быть успешным, должен иметь все необходимые подсистемы.

Стратегическое планирование – голова бизнеса

Эта подсистема отвечает за определение целей и приоритетов существования бизнеса. Проекты стратегического планирования могут иметь следующие ключевые стратегические решения (КСР):

  • Определение видения бизнеса, то есть смысла его существования для внешней среды – «кому мы нужны?» - позиционирование в стратегических зонах бизнеса и отсечение лишних, нестратегических направлений.
  • Определение предназначения бизнеса – смысла предпринимательской деятельности для участников – «зачем нам нужен бизнес?» - позиционирование в стратегических хозяйственных центрах, прибыль, благополучие, развитие, интерес.
  • Формулирование ключевого стратегического решения, структурная декомпозиция долгосрочных целей, среднесрочных задач и текущих действий.

Теоретические концепции стратегического планирования: И. Ансофф «Стратегический менеджмент»; Г. Минцберг International Master’s Program in Practicing Management (IMPM).

Производство продукции, услуг, работ – тело бизнеса

Любой бизнес должен что-то произвести, чтобы это продать. Это может быть физическая продукция, услуги или информация – то есть то, что способно удовлетворить потребности покупателя. Производственные КСР могут быть такие:

  • Управление логистикой и мощностями производства.
  • Рациональная организация работ и технологических новаций (управление проектами и управление процессами).
  • Бесперебойное обеспечение оборудованием, сырьем, материалами и технологическими ресурсами.
  • Развитие и управление качеством.
  • Охрана труда и производственная безопасность.

Теоретические концепции производственной стратегии: Э Голдратт «Теория ограничений» (TOC — Theory of Constraints); М. Портер «Цепочка ценности» (Value chain).

Маркетинг и коммерция – правая нога

В соответствии со стратегией, необходимо спроектировать, организовать и реализовать внешнюю активность бизнеса.

  • Формирование товарного портфеля (ЧТО продавать?).
  • Развитие базы клиентов (КОМУ продавать?).
  • Изменения ценообразования (ПОЧЁМ продавать?).
  • Управление каналами распространения (ГДЕ продавать?).
  • Организация продаж (КАК продавать?).
  • Достижение преимуществ в конкурентной борьбе (В ЧЁМ МЫ ЛУЧШЕ, чем наши конкуренты?).

Теоретические концепции коммерческой стратегии: Ф. Котлер «Маркетинг менеджмент»; М. Портер «Пять сил» (Porter five forces analysis).

Финансы, экономика и учет – левая нога

В соответствии со стратегией, все действия внутри бизнес - системы должны быть оправданы экономически. Финансово-экономические КСР могут быть сфокусированы на совершенствовании следующих систем:

  • Первичный учет - формирование единого поля док-оборота.
  • Бухгалтерский учет – реализация структуры ФХД и системы бухгалтерской отчетности, в соответствии со стандартами РСБУ и МСФО.
  • Управленческий учет – управление себестоимостью и процессами ФХД в планировании, контроле и анализе бюджетов доходов и расходов.
  • Финансовый учет – обеспечение непрерывности фин. потока в бюджетах движения денежных средств

Теоретические концепции финансово-экономической стратегии: Международные стандарты финансовой отчетности (IAFS); Российские стандарты бухгалтерской отчетности.

Управление персоналом – правая рука

Управление главным ресурсом бизнеса - людьми. Это механизм создания, развития и использования энергетики фирмы – групповой компетентности.

  • Организация системы стимулирования труда.
  • Обучение персонала и формирование кадрового развития.
  • Социально-психологическое управление персоналом.
  • Обеспечение трудовой дисциплины.
  • Учет кадров.
  • Создание совокупной компетенции компании.

Теоретические концепции кадровой стратегии: А. Маслоу «Пирамида потребностей»; Г.П. Щедровицкий «Методология деятельности».

Информационные технологии – левая рука

Управление информационным пространством компании для своевременного, обоснованного и эффективного принятия решений на всех уровнях управления. Его суть – создание единого дифференцированного информационного пространства компании, необходимого для бесперебойной и эффективной коммуникации.

  • Сопровождение и техническая поддержка компьютерного парка.
  • Системное администрирование базового программного обеспечения.
  • Организация и развитие специализированных программных сервисов.
  • Формирование единого реестра нормативно-справочной информации.
  • Выделение автоматизированных рабочих мест и определение способов обработки информации в каждом из них
  • Управление регламентами процессов

Теоретические концепции информационной стратегии: ITIL (Information Technology Infrastructure Library) — библиотека инфраструктуры информационных технологий.

Организация управления – скелет организации

Организация управления как скелет дает опору всему организму бизнеса и как кровеносная система объединяет все остальные подсистемы.

  • Формирование единой структуры управления.
  • Выделение уровней управления.
  • Распределение задач и функций по подразделениям.
  • Описание функций управления как бизнес–процессов, их формализация.
  • Формализация развития через стандарты проектов.

Теоретические концепции организации управления: BPM (Business Process Management) — Концепция процессного управления организацией; PMBoK (Project Management Body of Knowledge) - Свод знаний по управлению проектами.

В следующей статье этого цикла мы рассмотрим, какова технология постановки целей и позиционирования бизнеса?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц