По просьбам читателей сегодня небольшая подборка упражнений из журнальной статьи середины 80-х. Сразу оговоримся, что это в основном народные методы из разных стилей ушу.
Есть широко известный в Улиньской среде текст «72 искусства Шаолиня» (少林七十二艺), обобщающим наработки, ранее состоящих из двух разделов:
- жесткого (三十六硬功 Sānshíliù yìng gōng);
- мягкого (三十六柔功 Sānshíliù róu gōng).
Иначе их называют соответственно:
- внешними наработками (三十六外功 Sānshíliù wàigōng);
- внутренними наработками (三十六内功 Sānshíliù nèigōng).
Это по сути ценнейшая энциклопедия различных тренировочных методов, которую в течении долгих лет собирал Цзинь Цзинчжун (金警钟 Jīn jǐngzhōng), мастер боевых искусств, хорошо известный в Пекине и Тяньцзине в 1930-х годах. Он с раннего детства занимался семейной линией шаолиньского ушу у своего отца, коллекционируя всё, что что так или иначе было связано с шаолиньским ушу.
В 1924 году Цзинь Цзинчжун посетил храм Шаолинь и обменялся собранной им информацией с тогдашним настоятелем храма Шаолинь и известным мастером боевых искусств монахом Ши Мяосином:
взяв суть боевых искусств и основываясь на старых жестких и мягких методах Шаолиньского храма, включив собственный опыт боевых искусств, составили книгу «Шаолиньские семьдесят два искусства», и с тех пор существует теория «Шаолиньских семидесяти двух искусств».
Напомню, что Ши Мяосин (释妙兴 Shì Miàoxīng, 1891-1927) был один из самых молодых настоятелей храма Шаолинь, став им в возрасте 32 лет. В то время он еще и принял на себя руководство «охранными отрядами храма Шаолинь» (少林保卫团 shàolín bǎowèituán). Тогда Цзинь получил «подлинную передачу искусства храма Шаолинь» от мастера Ши Мяосина, изучив наработку «Золотой архат». Ши Мяосин выступал за концепцию
изучать боевые искусства для укрепления страны,
нарушая историческую традицию не распространять секретные навыки тренировок монахов, и благодаря такому открытому подходу у нас есть возможность изучать собранные и опубликованные ими материалы.
Книга «Шаолиньские семьдесят два искусства» была очень хорошо принята сообществом боевых искусств того времени. Например, известный мастер Сунь Лутан, специально сделал для нее такую надпись:
如数家琼 Rú shǔ jiā qióng
Но наконец перейдем к подборке упражнений из ранее упомянутой статьи. Обращаю внимание: тренироваться следует исключительно у знающих и опытных наставников, а материалы мы приводим в образовательных целях.
Итак.
Первое упражнение называется столбовая наработка - чжуангун (桩功 Zhuāng gōng), и состоит из двух частей:
- статическое усилие в стоянии столбом (静力站桩 jìng lì zhàn zhuāng);
- стояние столбом с отягощением (负重站桩 Fùzhòng zhàn zhuāng).
Наработка на бамбуковом шесте (一竹功 Yī zhú gōng).
Интересно, что связь данного упражнения с народным ушу отражается в поясняющей поговорке, где говорится о сложности движения на гребне (обочине) рисового поля:
Когда человек находится на гребне рисового поля, десяти людям трудно подойти к нему близко
人上田埂,十人难近身 rén shàng tiángěng, shí rén nán jìn shēn.
Наработка на двух бамбуковых шестах (二竹功 Èr zhú gōng).
Наработка на связке бамбука (竹把功 Zhú bǎ gōng).
Наработка трех лет (三年功 Sān nián gōng) или тысячи слоёв бумаги (千层纸功 qiān céng zhǐ gōng).
Наработка железной руки (铁臂功 Tiě bì gōng).
Наработка прятаться от росы (避露功 Bì lù gōng).
Вот такая подборка занятных упражнений. Обратите внимание, что общее здесь - использовать естественные природные условия для тренировок. Собственно это и есть уникальная особенность Старого ушу: использовать эти естественные условия, чтобы практиковать, вместо залов со специализированным снаряжением.
Ну а на сегодня - всё!
Всем хороших тренировок.
Дм. Моисеев, СПб - 2023