После поражения в Перл-Харборе реорганизованная американская разведка пыталась наверстать свое отставание от японцев. В 1943 году американцам удалось расшифровать коды японских радиостанций и провести успешную операцию по уничтожению одного из главных японских стратегов – адмирала Исороку Ямамото, проведенную американскими истребителями из засады на максимальном удалении от своей базы.
После внезапного нападения японского авианосного флота на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года срочно реорганизованная американская разведка начала разработку плана некоторых контрмер против японцев. Новый разведцентр – Управление стратегических служб, в первую очередь анализировал все имеющиеся данные совместно с предыдущими проектами. В результате этого анализа и появился план полковника американской секретной службы Сиднея Месбера.
Сидней Месбер предложил немедленно создать в Японии и в соседних с ней странах активную агентурную сеть, которая способствовала бы оперативному ведению разведки военного потенциала Японии и выявлению дальнейших планов ее руководителей.
Почему, несмотря на огромное множество предупреждений, не были применены решительные действия против японской разведки до войны? Почему перед нападением на Перл-Харбор американская разведка не создала надежную разведывательную сеть в Японии для получения необходимой секретной информации, когда это было сделать легче всего? Эти и подобные вопросы изучались американцами достаточно внимательно и придирчиво.
Выяснилось, что были некоторые попытки это сделать, но они практически все окончились неудачей. Например, в 30-годы в Японию был нелегально заслан один из опытных американских разведчиков, однако уже в начале своей деятельности он как-то странно «погиб в автокатастрофе». Японцы с вежливыми поклонами передали американскому посольству в Токио прах американского полковника, который, мол, трагически погиб во время туристической поездки, и его, как велят японские традиции, сожгли в крематории.
Среди американских разведчиков и раньше была распространена мысль о невозможности создать в Японии разведывательную сеть, а тем более наладить с ней бесперебойную связь и направлять ее деятельность. Такая установка тормозила активизацию процесса разведывания японских военных планов, а разделенная на множество штабов американская разведка без соответствующей координации не была готова к борьбе с разведкой японской.
Но после разгрома американского флота в Перл-Харборе реорганизованная наконец-то разведслужба США приняла срочные меры, чтобы хоть как-то исправить допущенные ошибки и начать решительные оперативные действия против японцев.
Добиваться перелома можно было только путем широкого применения самых разных технических средств, с помощью которых уже в апреле 1943 года американцы добились определенных успехов. Благодаря приложенным усилиям были расшифрованы японские коды, благодаря чему американцы получили доступ к некоторым очень секретным данным, которые передавались по радио, и таким образом загодя узнавали о разных операциях японцев.
К слову, это также помогло американской разведке отомстить одному из главных организаторов разгромного нападения на Перл-Харбор в 1941-м – адмиралу Исороку Ямамото.
В апреле 1943 года разведывательная служба ВМС США – УВМИ (управление военно-морской информации) перехватила совершенно секретную японскую шифровку, отправленную штабом японского военно-морского флота воинским частям, дислоцированным в южной части Тихого океана. Из текста этой шифрограммы стало ясно, что адмирал Ямамото на днях вылетает для инспекции войск. Отдельным японским подразделениям предписывалось подготовиться к приему адмирала, также сообщался точный маршрут и время, когда Ямамото прилетит на аэродром Баллале, находившийся на острове Бугенвиль (Соломоновы острова).
Расшифрованный текст и предварительный план операции по перехвату Ямамото разведка немедленно направила министру военно-морских сил США для корректировки. Далее был разработан более подробный план ликвидации японского адмирала, утвержденный президентом Рузвельтом.
Осуществление плана по перехвату адмирала Ямамото было поручено одному из подразделений, дислоцированных в южной части театра военных действий. В приказе было предупреждение исполнителям операции о том, что самолет адмирала должен быть уничтожен даже ценой любых собственных потерь. После успешного завершения операции пилотам следовало возвратиться на базу, избегая последующих стычек с японской авиацией. И особенно в приказе подчеркивалась необходимость строжайшей секретности не только во время подготовки и проведения операции, но и после ее завершения.
17 апреля 1943 года на одной из тихоокеанских американских военно-воздушных баз началась разработка конкретного плана перехвата. В самую первую очередь американская разведка определила ответственных руководителей этой важной операции. Выбор пал на майора Джона Митчелла и капитана Томаса Ланфье.
Были разработаны два варианта. Согласно первому ликвидацию адмирала следовало осуществить в порту Кахилли, на случай, если Ямамото прибудет на подводной лодке. Однако после детального рассмотрения этот вариант был отвергнут как не совсем удачный. При этом были учтены авторитетные заявления опытных пилотов, заявлявших, что с самолета очень трудно на большой скорости выявить нужную цель, а еще труднее попасть в нее, если в порту будет находиться много кораблей, среди которых проблематично опознать даже субмарину.
Поэтому военные остановились на втором, более реалистичном варианте, согласно которому ликвидация Ямамото должна была быть произведена в воздухе. По данным разведки, японский адмирал был хорошо известен своей точностью. В расшифрованном тексте японской радиограммы до секунды указывалось время отправления, прибытия и весь маршрут перелета. По расчетам, 18 апреля 1943 года в 9 часов 45 минут 18 двухмоторных истребителей P-38 «Лайтнинг» из 339-й эскадрильи будут встречать Ямомото над Бугенвилем.
Адмирал должен был лететь на флотском бомбардировщике G4M «Бетти», а его непосредственные помощники – на другом таком же самолете, таким образом японский адмирал отправлялся на инспекцию со всем свои штабом. Их должны были сопровождать шестеро истребителей A6M2 «Зеро», вели их опытные пилоты, хотя, несмотря на опасения местных командиров, Ямамото не верил в то, что американцы могут организовать засаду на большом удалении от собственных баз.
Местом засады американцами была определена заросшая джунглями прибрежная долина в 35 километрах от Кахилли. Это расстояние было примерно в 10 минутах полета до места, где, за планом японцев, должен был приземлиться самолет Ямамото.
Для выполнения задания американцы выделили две эскадрильи P-38. Задачей первой было отвлечь на себя японские истребители, сопровождавшие Ямамото. Вторая эскадрилья в это время должна была напасть на самолет адмирала и пустить его к земле. И пилоты, и самолеты для выполнения задания отбирались очень тщательно.
18 апреля операция началась. Обе группы «Лайтнингов» летели к месту проведения операции, беспрестанно маневрируя и придерживаясь строжайшего запрета на использование радио, чтобы не дать японцам обнаружить себя. И группу японских самолетов они встретили в точно определенном месте и в точно назначенное время, после чего истребители разделились для выполнения разных задач.
Первая эскадрилья американских истребителей на большой высоте обратила на себя внимание японских «Зеро», которые тотчас бросились в бой, оставив штабные «Бетти» без прикрытия. Воспользовавшись этим, другая группа американцев напала на японские бомбардировщики из засады и буквально за несколько минут расстреляла их над самым лесом. Как показало расследование японцев на месте катастрофы, Ямомото был убит двумя пулями, выпущенными из пулеметов одного из американских истребителей, а при падении бомбардировщика его уже мертвое тело практически не пострадало.
Японская секретная служба немедленно начала расследование этого инцидента. Однако американская разведка так хорошо засекретила всю эту операцию, что японцам узнать о ней так ничего и не удалось. Интересно, что японские специалисты даже не догадывались про расшифровку их радиопередачи, которая и погубила прославленного адмирала. Они сошлись на том, что Ямамото погиб в результате банального стечения случайных обстоятельств. Мол, американцы охотились на малую дичь, а наткнулись на большую, что приписывалось обычному военному везению.
На этом дело и закрыли. Именно поэтому японцы в дальнейшем не приняли особо серьезных мер для усиления секретности своих планов.
А сами американцы про план ликвидации адмирала Ямамото официально заявили только по окончании Второй Мировой войны. Впервые об этой операции и детали ее осуществления рассказали на специальной пресс-конференции Честер У. Нимиц, командующий Тихоокеанским флотом США, и Генсон Болдуин, военный корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс».
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Подвиг Сабуро Сакаи, 08.08.1942 г. Полет длиной в 1000 км над океаном без сознания и с одним глазом